понедельник, 1 июня 2009 г.

Интересные блоги:

Почему мы отказываемся от рекламы в печатных СМИ

Интернет-СМИ "порвали три баяна", описывая сложности с рекламой у печатных СМИ и череду их закрытий. Как читатель, я искренне скорблю по некоторым. Как маркетолог – не удивляюсь. На мой взгляд, журналы подвело их же достоинство – эффективность рекламы там легко измеряется. И цифры оказываются не в их пользу.

Совсем свежий кейс. Еженедельник, аудитория номера в Москве (по медиа-киту) около 600 тысяч человек. Есть данные по структуре аудитории, из которых мы понимаем, что к нашей целевой аудитории (сочетание возраста, пола и дохода) принадлежит около трети читателей. Логично ожидать 200 тысяч целевых контактов. Берем полполосы, удачное место, яркая реклама, пролистать невозможно, рекламируем разовую акцию, достаточно привлекательную – скидки до 30% в разгар сезона, акция проводится в сети московских магазинов, все магазины расположены в 1 – 2 минутах от станций метро (целевая аудитория преимущественно передвигается на метро). По рекламе со всей Москвы пришло около 70 человек (опрашивались только купившие, поэтому их число умножено на показатель конверсии посетителей в покупателей для данной акции).

Анализирую стоимость прихода покупателей по разным каналам – и вижу, что по 5 способам оповещения стоимость прихода оказалась ниже результата этого СМИ в 100 раз. Вдумайтесь, 100 раз! Я могу придумать несколько причин, почему реклама не сработала, но зачем? Если я знаю 5 способов получить за N рублей 100 покупателей, стану ли я экспериментировать с тем, который дает пока только одного?

Конечно, нет, сейчас же 2009, а не 1999 год, когда для малого и среднего бизнеса практически не существовало рекламной альтернативы печатным СМИ, радиорекламе и расклейке объявлений.

Я пробежалась по таблице потерь изданий и посмотрела, что произошло с теми журналами, про которые я слышала отзывы или видела данные о неработающей рекламе. Все они попали в зону "лузеров", и средние потери рекламных сборов составили у них 30%.

Да, раньше деньги на эксперименты были у всех. Сейчас никто не хочет оплачивать неработающую рекламу. Эффективность продающей рекламы в печатных СМИ отлично мониторится простым вопросом "Откуда вы о нас узнали" на входящей линии. Те, кто звонят по журналу, почти всегда держат его перед собой, как раз по нему набирают номер и могут точно сказать и название, и номер. А секретарь также отмечает, чем интересовался потенциальный покупатель. Картина, реклама в каких изданиях себя окупает, а в каких нет, выстраивается за пару месяцев мониторинга. Но раньше такой табличкой трудно было изменить стратегию размещения b2b компаний в отраслевых изданиях. Потому что у директора (а чаще владельца) компании находились свои аргументы тратить деньги на журналы, заведомо не работающие на стимулирование продаж.

Например, такие варианты ответов я получала на вопрос "Зачем вы покупаете рекламу, которая не дает звонков?" (во всех случаях – сектор b2b, речь идет о том или ином отраслевом издании, отрасли разные):
  • Все участники рынка читают этот журнал. Если наша полоса не выйдет хоть в одном номере, то по рынку пойдет слух, что у нас дела плохи.
  • Все конкуренты здесь рекламируются. Если нас здесь не будет, то нас как будто и на рынке нет.
  • Это имиджевая реклама, она и не должна продавать. У нас сейчас есть деньги, которые можем себе позволить тратить на имидж.
  • Но здесь же столько рекламы. Эти ж люди не дураки. Наверное, у нас просто модуль был неудачный. Мы его изменим, и звонки пойдут. Вот вы нам и придумайте, как модуль изменить, а?
  • Там главный редактор – хороший человек. Он наши новости бесплатно печатает. И статьи наших инженеров – тоже бесплатно.
Такая позиция естественна, когда компания живет в предвкушении дальнейшего экономического роста, дешевых кредитов и отличного спроса. Когда же ситуация меняется на обратную, все эти аргументы отметаются, и издание первым вычеркивается из маркетингового бюджета. Проще вычеркнуть из бюджета то, что точно не дает продаж, чем то, чью эффективность измерить сложно.

Ни разу мне не приходилось слышать вопроса от рекламных агентов изданий "Довольны ли Вы размещением у нас? Много ли звонков?". Никому не хотелось "нарываться". Журналы и клиенты нередко играли в сложную игру, где цели первых были далеко не в создании качественного контента и донесении его до большой аудитории, а вторые работали на то, чтобы "босс был доволен". Издатели декларировали тираж в 10 раз больший, чем печатали и распространяли. Клиенты это знали. Издатели знали, что клиенты знали. Но все равно, всех это устраивало, потому что на эти игры были деньги. Game over!

Логично было бы написать в конце, что очистительные процессы, которые идут в печатных СМИ, благотворны. Что останутся журналы, способные размещать эффективную рекламу и предлагать качественную аудиторию. Наверное, так. Но как читателя меня это не радует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Посетители живут здесь:

free counters

BBCRussian.com | Главная