• корпоративной культуры;
• организационной структуры и особенностей принятия управленческих решений;
• системы управления персоналом (социально-психологический климат, мотивационный профиль компании, лояльность персонала и степень его удовлетворённости основными аспектами работы).
Это наиболее востребованные направления оргдиагностики, которые могут модифицироваться в зависимости от текущей ситуации и от потребностей Клиента.
Диагностика корпоративной культуры
Корпоративная культура – это набор ценностей, норм и традиций, которые разделяются большинством сотрудников и регулируют их поведение на предприятии.
Корпоративная культура выполняет функции:
1. внутренней интеграции компании в единое целое (повышает уровень организованности и управляемости предприятия);
2. адаптации к изменениям ситуации на рынке;
В ходе диагностики корпоративной культуры изучается:
1. основные представления, ценности, ожидания и нормы, разделяемые большинством сотрудников компании;
2. традиции, правила и мифы, существующие в компании;
3. отношение сотрудников к типичным ситуациям: адаптация нового сотрудника, существующие стереотипы разрешения конфликтных ситуаций, стереотипы в отношении к руководству, стереотипы в отношении к успеху \ неудаче, стереотипы в отношении качества работы, качества обслуживания клиентов и так далее.
В результате диагностики корпоративной культуры предприятия Клиент получает детальное описание представлений, ожиданий, ценностей, норм и правил, регулирующих поведение сотрудников на предприятии, которое может быть выражено в корпоративных правилах и кодексах поведения сотрудников на предприятии.
Полученную в ходе диагностики корпоративной культуры информацию Клиент может использовать для решения следующих проблем:
• При внедрении любых инноваций (уменьшение степени сопротивления сотрудников планируемым изменениям);
• Для разработки и внедрения новых систем мотивации (в первую очередь нематериальных систем);
• Для создания благоприятного социально – психологического климата в коллективе;
• Для повышения управляемости бизнеса;
• Для разрешения трудовых конфликтов;
• Для управления лояльностью сотрудников к компании;
• Для создания новых моделей лидерства.
Диагностика организационной структуры и принятия управленческих решений
Организационная структура предприятия – это набор типичных форм взаимодействия между его сотрудниками компании. Различают формальную и неформальную структуры предприятий. Их неоптимальное соотношение свидетельствует или о высокой степени бюрократизации или об отсутствии необходимой степени формализации в работе предприятия.
В ходе диагностики в данном направлении изучается:
1. оптимальность распределения функций на предприятии (например, дублирование функций);
2. степень формализации основных бизнес – процессов на предприятии (размытость зон ответственности за какие – либо функции, избегание ответственности и прочие оргпатологии);
3. методы принятия управленческих решений (степень управляемости компанией);
В результате диагностики организационной структуры и принятия управленческих решений Клиент получает объективную информацию о состояния организационной структуры своего предприятия, на основании которой можно судить о степени её эффективности.
Полученную в ходе диагностики информацию Клиент может использовать:
1. Для эффективной реорганизации своего предприятия;
2. Для повышения уровня управляемости предприятия (увеличение количества реализованных решений);
3. Для оптимизации основных бизнесов – процессов на предприятии.
Диагностика состояния системы управления персоналом
В ходе работы в данном направлении изучаются следующие аспекты.
Уровень лояльности персонала и определяющие её факторы.
Лояльность персонала - это отношение сотрудников к предприятию, которое обеспечивает их привязанность к нему, честность и отдачу в работе.
Измерение уровня лояльности осуществляется с помощью надежной стандартизированной шкалы.
Клиент получает количественные показатели лояльности персонала (сколько сотрудников с очень низкой, низкой, средней, высокой и очень высокой лояльностью).
В ходе исследования изучаются факторы, поддерживающие и понижающие лояльность на данном предприятии.
В результате клиент получает детальное описание факторов, влияющих на лояльность сотрудников, с указанием вклада каждого из них в поддержание или понижение лояльности.
Возможна индивидуальная диагностика лояльности отдельных сотрудников с помощью скрытой шкалы.
Клиент узнает, насколько лояльны к предприятию интересующие его сотрудники. При этом за счёт специально построенной процедуры исследования сотрудники не будут догадываться о том, что измеряется их лояльность.
Изучение системы мотивации персонала
Мотивация персонала – система мотивов, побуждающих сотрудников к эффективной работе.
Изучаются такие мотивы как:
1. материальные мотивы, в том числе и зарплата;
2. мотив карьерного роста;
3. мотив профессионального роста;
4. мотивы достижения успеха;
5. мотивы избегания неудач;
6. значимость отношений в коллективе и другие.
В результате исследования клиент получает описание трудовых мотивов сотрудников с указанием наиболее и наименее распространенных (мотивационный профиль компании), а также информацию об уровне удовлетворенности каждого из трудовых мотивов сотрудников.
По результатам исследования могут быть разработаны критерии и методы отбора персонала с наиболее адекватной/ оптимальной мотивацией.
Изучение социально – психологического климата в компании
Социально – психологический климат в коллективе – это качество отношений между сотрудниками, которые сопровождают их работу. Социально – психологический климат отражает степень потенциальной конфликтности, напряжённости в коллективе.
Исследуются такие составляющие социально-психологического климата как:
1. уровень взаимного доверия сотрудников;
2. уровень конфликтности их отношений;
3. уровень открытости сотрудников;
4. уровень взаимной терпимости;
5. уровень взаимопомощи в коллективе.
В результате исследования клиент получает описание различных компонентов состояния социально – психологического климата с рекомендациями по его управлению (улучшению).
Исходя из целей и потребностей Клиента, могут быть разработаны новые направления организационных исследований.
По результатам общей диагностики состояния предприятия предоставляется общий аналитический отчёт, ориентировочная структура которого такова:
1. проблемное поле предприятия – структура проблемного поля, причины выявленных проблем и возможные следствия в том случае, если выявленные проблемы не будут решены.
2. сильные стороны предприятия (по направлениям);
3. слабые стороны предприятия (по направлениям);
4. основные выводы и рекомендации.
Структура отчёта согласовывается с Клиентом отдельно в ходе переговоров.
Используемые в ходе оргдиагностики методы
Метод – глубинные и экспертные интервью, фокус – группы.
Для оценки системы управления персоналом, кроме глубинных интервью используется также и анкетный опрос.
Общие сроки осуществления оргдиагностики – 1 месяц
Из них, время работы на предприятии Клиента – 5-7 рабочих дней (в зависимости от количества сотрудников).
Комментариев нет:
Отправить комментарий