Ключевые компоненты Генератора Бизнес-Моделей (далее – ГБМ):
- КП – Ключевые Партнёры (Key Partners). Какие взаимоотношения существуют между компаниями?
- КД – Ключевые Действия (Key Activities). Что требуется сделать/создать, чтобы бизнес-модель заработала? Все КД делятся на три основные группы:
- Производство (сделать продукт или оказать услугу)
- Решение проблем (инновационный подход к известным и неизвестным проблемам)
- Создание платформы
- КР – Ключевые Ресурсы (Key Resources). Менеджеры проектов сразу встрепенутся: они ежедневно оперируют этим списком:
- Физические (станки, здания, машины и т.п.)
- Интеллектуальные (брэнды, патенты, ноу-хау)
- Людские (специалисты, команды, управляющая команда)
- Финансовые (наличность, инвестиции, кредиты)
- СЦ – Создаваемая Ценность (Value Proposition). Это, собственно говоря, причины, почему ваши клиенты предпочтут ваш продукт или услугу конкурентам:
- Новизна
- Производительность
- Гибкость и адаптируемость
- Решение задачи, которую не хотелось решать самостоятельно
- Привлекательный дизайн
- Брэнд и статусность
- Цена
- Экономия на издержках (правило Крайнова, впрочем, гласит, что для стартапов это обычно невыгодная модель)
- Снижение рисков
- Доступность на нескольких устройствах
- Удобство в использовании
- ВК – Взаимоотношения с Клиентами (Customer Relationships). Смысл таких взаимоотношений простой: продать раз, продать ещё много раз, продать что-то ещё. Вот как это бывает в жизни:
- Личная помощь (“Здравствуйте, меня зовут Виреш Равичандран. Как я могу помочь вам с вашим ноутбуком?”)
- Эксклюзивная личная помощь (спросите своего личного банкира, что это такое)
- Самостоятельное использование пользователем продукта или услуги (отсутствие прямого контакта у компании с пользователем)
- Автоматизация отношений (“Если вы знаете Петю Иванова, то, возможно, вы знаете ещё и Диму Васечкина?”)
- Общение в сообществе (клуб любителей Кока-Колы)
- Совместное создание ценности (пользователи пишут обзоры продуктов)
- КС – Каналы Сбыта (Channels). Могут быть прямыми и через партнёров. Каналы делятся на 5 категорий:
- Собственная служба продаж
- Продажи через интернет или каталоги
- Свои собственные магазины
- Магазины партнёров
- Оптовые сети
- СК – Сегменты Клиентов (Customer Segments). Примеры: массовый рынок, нишевые рынки, сегменты рынка (домохозяйки, тратящие на продовольствие $150 в неделю), диверсифицированные сегменты (продающие электродрели плотникам и хирургам), многосторонние платформы (о них будет ниже).
- СИ – Структура Издержек (Cost Structure). Крайне необходимо понимать разнообразные модели трат:
- Основанные на себестоимости (я сколотил скворечник из дешёвейших сортов древесины и продаю его за $5). Про фиксированные и плавающие издержки, а также масштабируемость по объёму и охвату почитайте в учебнике.
- Основанные на ценности для пользователя (я сколотил скворечник из красного дерева и встроил туда беспроводной микрофон с трансляцией чириканья в вашу спальню
- ИД – Источники Доходов (Revenue Streams). Нет ножек – нет и варенья. Нет денег – нет бизнеса. В общем и целом, ИД делятся на две категории: одноразовые и многоразовые. Вот список:
- Продажа товара (я сколотил скворечник и продал вам за $10)
- Плата за использование (скворечник у меня, но вы мне платите за пару скворцов, живущих там)
- Плата за подписку (вы вступили в клуб любителей скворцов и платите $10 ежегодно)
- Сдача продукта в аренду (вы забрали у меня скворечник и на какой-то срок прибили его на своё дерево, но имущественные права на скворечник остаются у меня)
- Лицензирование (Microsoft выпустили операционку СкворечникOS, а вы купили ноутбук с этой предустановленной системой)
- Посредничество (у вас нет скворцов, но вы привели мне друга, у которого дома живёт целый выводок. Ваш друг покупает или арендует у меня скворечник, а я вам даю ящик пива в качестве платы)
- Реклама (я плачу вам $1 в день, чтобы раскидывали по почтовым ящикам листовки с призывами покупать мои скворечники)
- ИСТОЧНИК: http://www.kraynov.com/2009/10/27/business-model-generation-1/
Комментариев нет:
Отправить комментарий