понедельник, 15 февраля 2010 г.

Генератор бизнес-моделей. Часть 1.

Ключевые компоненты Генератора Бизнес-Моделей (далее – ГБМ):
  • КП – Ключевые Партнёры (Key Partners). Какие взаимоотношения существуют между компаниями?
    • Стратегические альянсы между неконкурирующими компаниями
    • Стратегические отношения между конкурентами для достижения общей цели (co-opetition)
    • Совместные предприятия и программы
    • Отношения “поставщик-клиент”
  • КД – Ключевые Действия (Key Activities). Что требуется сделать/создать, чтобы бизнес-модель заработала? Все КД делятся на три основные группы:
    • Производство (сделать продукт или оказать услугу)
    • Решение проблем (инновационный подход к известным и неизвестным проблемам)
    • Создание платформы
  • КР – Ключевые Ресурсы (Key Resources). Менеджеры проектов сразу встрепенутся: они ежедневно оперируют этим списком:
    • Физические (станки, здания, машины и т.п.)
    • Интеллектуальные (брэнды, патенты, ноу-хау)
    • Людские (специалисты, команды, управляющая команда)
    • Финансовые (наличность, инвестиции, кредиты)
  • СЦ – Создаваемая Ценность (Value Proposition). Это, собственно говоря, причины, почему ваши клиенты предпочтут ваш продукт или услугу конкурентам:
    • Новизна
    • Производительность
    • Гибкость и адаптируемость
    • Решение задачи, которую не хотелось решать самостоятельно
    • Привлекательный дизайн
    • Брэнд и статусность
    • Цена
    • Экономия на издержках (правило Крайнова, впрочем, гласит, что для стартапов это обычно невыгодная модель)
    • Снижение рисков
    • Доступность на нескольких устройствах
    • Удобство в использовании
  • ВК – Взаимоотношения с Клиентами (Customer Relationships). Смысл таких взаимоотношений простой: продать раз, продать ещё много раз, продать что-то ещё. Вот как это бывает в жизни:
    • Личная помощь (“Здравствуйте, меня зовут Виреш Равичандран. Как я могу помочь вам с вашим ноутбуком?”)
    • Эксклюзивная личная помощь (спросите своего личного банкира, что это такое)
    • Самостоятельное использование пользователем продукта или услуги (отсутствие прямого контакта у компании с пользователем)
    • Автоматизация отношений (“Если вы знаете Петю Иванова, то, возможно, вы знаете ещё и Диму Васечкина?”)
    • Общение в сообществе (клуб любителей Кока-Колы)
    • Совместное создание ценности (пользователи пишут обзоры продуктов)
  • КС – Каналы Сбыта (Channels). Могут быть прямыми и через партнёров. Каналы делятся на 5 категорий:
    • Собственная служба продаж
    • Продажи через интернет или каталоги
    • Свои собственные магазины
    • Магазины партнёров
    • Оптовые сети
  • СК – Сегменты Клиентов (Customer Segments). Примеры: массовый рынок, нишевые рынки, сегменты рынка  (домохозяйки, тратящие на продовольствие $150 в неделю), диверсифицированные сегменты (продающие электродрели плотникам и хирургам), многосторонние платформы (о них будет ниже).
  • СИ – Структура Издержек (Cost Structure). Крайне необходимо понимать разнообразные модели трат:
    • Основанные на себестоимости (я сколотил скворечник из дешёвейших сортов древесины и продаю его за $5). Про фиксированные и плавающие издержки, а также масштабируемость по объёму и охвату почитайте в учебнике.
    • Основанные на ценности для пользователя (я сколотил скворечник из красного дерева и встроил туда беспроводной микрофон с трансляцией чириканья в вашу спальню
  • ИД – Источники Доходов (Revenue Streams). Нет ножек – нет и варенья. Нет денег – нет бизнеса. В общем и целом, ИД делятся на две категории: одноразовые и многоразовые. Вот список:
    • Продажа товара (я сколотил скворечник и продал вам за $10)
    • Плата за использование (скворечник у меня, но вы мне платите за пару скворцов, живущих там)
    • Плата за подписку (вы вступили в клуб любителей скворцов и платите $10 ежегодно)
    • Сдача продукта в аренду (вы забрали у меня скворечник и на какой-то срок прибили его на своё дерево, но имущественные права на скворечник остаются у меня)
    • Лицензирование (Microsoft выпустили операционку СкворечникOS, а вы купили ноутбук с этой предустановленной системой)
    • Посредничество (у вас нет скворцов, но вы привели мне друга, у которого дома живёт целый выводок. Ваш друг покупает или арендует у меня скворечник, а я вам даю ящик пива в качестве платы)
    • Реклама (я плачу вам $1 в день, чтобы раскидывали по почтовым ящикам листовки с призывами покупать мои скворечники)
    • ИСТОЧНИК: http://www.kraynov.com/2009/10/27/business-model-generation-1/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Посетители живут здесь:

free counters

BBCRussian.com | Главная