Рис.1. Результаты исследования публикаций о бизнес-моделях.
, чем широк. В рамках одного из опросов по данной теме 62 участника дали 54 различных определения термина «бизнес-модель».
Обобщая подходы к определению бизнес-моделей, следует отметить, что наибольшие различия в трактовке термина «бизнес-модель» возникают у людей, ориентированных на технологию, и у людей, ориентированных на бизнес. Это, очевидно, связано с различиями в фокусе внимания при определении бизнес-модели у технологически-ориентированных и у бизнес-ориентированных людей. Первые рассматривают деятельность любой компании с точки зрения процессов и технологий – фокус их внимания направлен внутрь компании. Вторые, напротив, ориентированы на ценность, которую компания создает для внешних клиентов, и на результаты бизнеса.
Большинство определений термина «бизнес-модель», которые дают специалисты, могут быть разделены на две категории:
1) ориентированные на ценность/клиента (подход, направленный на внешнее окружение организации);
2) ориентированные на процессы/роли (подход, направленный внутрь организации).
Приведу некоторые примеры (1-3) определений бизнес-модели, относящихся к первой категории.
Пример 1. Модель бизнеса – это то, как компания выбирает потребителя, формулирует и разграничивает свои предложения, распределяет ресурсы, определяет, какие задачи она сможет выполнить своими силами и для каких придется привлекать специалистов со стороны, выходит на рынок, создает ценность для потребителя и получает от этого прибыль. Компании могут предлагать продукты, услуги или технологии, но это предложение основывается на комплексной системе действий и взаимоотношений, которая представляет собой бизнес-модель компании. (A. Slywotzky, 1996)
Пример 2. Бизнес-модель – это представление о том, как организация делает (или намеревается сделать) деньги.
Бизнес-модель описывает ценность, которую организация предлагает различным клиентам, отражает способности организации, перечень партнеров, требуемых для создания, продвижения и поставки этой ценности клиентам, отношения капитала , необходимые для получения устойчивых потоков дохода. (A. Osterwalder, 2005).
Пример 3. Бизнес- модель компании – это способ, который компания использует для создания ценности и получения прибыли. (H. Chesbrough, 2006).
Пример, отражающий второй подход к определению бизнес-модели, в большей степени, ориентированный на внутренние процессы/роли, представлен ниже (Пример 4).
Пример 4. Бизнес-модель — это описание предприятия как сложной системы с заданной точностью. В рамках бизнес-модели отображаются все объекты (сущности), процессы, правила выполнения операций, существующая стратегия развития, а также критерии оценки эффективности функционирования системы. Форма представления бизнес-модели и уровень ее детализации определяются целями моделирования и принятой точкой зрения.
При определении бизнес-модели набор признаков, определяющих содержание данного термина, может быть достаточно широким. В то же время ключевыми элементами бизнес-модели любой компании, определяющими ее содержание, являются, по мнению автора данной статьи: ценность для внешних клиентов, которую предлагает компания на основе своих продуктов и услуг; система создания этой ценности, включающая поставщиков и целевых клиентов, а также цепочки создания ценности; активы, которые компания использует для создания ценности; финансовую модель компании, определяющую, как структуру ее затрат, так и способы получения прибыли.
Еще один существенный аспект определения бизнес-модели связан с тем, что бизнес-модель часто путают со стратегией, подменяя одно понятие другим, либо включая стратегию как один из компонентов в состав бизнес-модели. Подобная путаница вызвана тем, что бизнес-модель тесно связана со стратегией, но не тождественна стратегии. Взаимосвязи между бизнес-моделью и стратегией можно проиллюстрировать с помощью «уравнения ценности», предложенного M. Levy: V=MS, где V = Value (Ценность), M = Model (Бизнес-модель) и S = Strategy (Стратегия). Данное уравнение предполагает, что компания должна определить лучшие бизнес-модели для реализации стратегии и на их основе развернуть и реализовать свою стратегию, направленную на создание ценности для клиентов и других заинтересованных лиц.
Эволюция бизнес-моделей.
Эволюцию бизнес-моделей на протяжении ХХ века можно представить следующим образом:- Самая старая бизнес-модель, которая до сих пор остается одной из базовых, - модель «хранителя магазина» (the shop keeper model): открытие магазина там, где находятся потенциальные клиенты;
- Следующая очень популярная бизнес-модель, которая появилась в начале 20-го столетия, после чего переживала многочисленные новые рождения, - это модель «приманки и крюка» (также называемая "моделью бритв и лезвий" или «моделью, привязывающей к продуктам"). Примеры: бритва (приманка) и лезвия (крюк); сотовые телефоны (приманка) и время трафика (крюк); компьютерные принтеры (приманка) и катриджи к ним (крюк); камеры (приманка) и печать фотографий (крюк);
- В 1950-х - новые бизнес-модели были разработаны McDonald's и Toyota;
- В 1960-х – новаторами выступили Wal-Mart и Hypermarket;
- В 1970-е - новые бизнес-модели разработали Fedеral Express и Toys R Us;
- В 1980-е - Blockbuster, Home Depot, Intel и Dell Computer;
- В 1990-е - Southwest Airlines, Netflix, eBay, Amazon.com, Starbucks, Microsoft и dot-coms;
- В последние годы - наиболее оригинальные и эффективные бизнес-модели были разработаны и реализованы Google, IKEA.*
Классификация бизнес-моделей.
Среди подходов, предложенных для классификации бизнес-моделей, стоит отметить классификацию «Архетипы бизнес-моделей MIT» (MIT Business Model Archetypes (BMAs), разработанную группой специалистов из Массачуссетского технологического института (2004), и классификацию бизнес-моделей (Business model framework (BMF), разработанную H. Chesbrough (2006).Типология «Архетипы бизнес-моделей MIT» основана на двух фундаментальных измерениях бизнеса любой компании. Первое измерение: типы прав на активы, которые продаются компанией. Данное измерение позволяет выделить четыре базовые бизнес-модели: Создатель (Creator), Дистрибьютор (Distributor), Владелец (Landlord), и Брокер (Broker). Второе измерение: какие активы вовлечены в бизнес. Данное измерение позволяет выделить четыре основных типа активов: физические, финансовые, нематериальные и человеческие. На основе основных типов активов в пределах каждой из четырех основных бизнес-моделей выделяются еще по четыре подкатегории бизнес-моделей. В общей сложности в рамках данной типологии выделено 16 типов специализированных бизнес-моделей. Из этих 16 типов бизнес-моделей только 7 получили распространение среди крупных компаний в США в настоящее время. Рассматриваемая типология и примеры компаний, использующих те или иные типы бизнес-моделей представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Типология «Архетипы бизнес-моделей MIT».
Что продается? | Типы активов | ||||
Финансовые | Физические | Нематериальные | Человеческие | ||
Права на активы | Существенное преобразование собственности (Создатель) | Предприниматель (серийные предприниматели, фирмы-инкубаторы) | Производитель (General Motors, Bethlehem Steel) | Изобретатель (Lucent's Bell Labs) | Создатель и продавец человеческих ресурсов (нелегальный бизнес) |
Ограниченное преобразование собственности (Дистрибьютор) | Финансовый трейдер (Merrill Lynch, Goldman Sachs) | Оптовый продавец/ритейлер (Wal-Mart, Amazon) | IP трейдер (NTL Inc.) | Дистрибьютор человеческих ресурсов (нелегальный бизнес) | |
Использование (Владелец) | Владелец финансовых активов (Bank of America, Fannie Mae, Aetna, Chubb) | Владелец физических активов (Marriott, Hertz division of Ford) | Владелец нематериальных активов (Microsoft, Wendy's, New York Times) | Контрактор (Accenture, Federal Express) | |
Подбор в соответствие с запросами (Брокер) | Брокер по финансовым активам (eTrade, Schwab) | Брокер по физическим активам (eBay, Priceline) | IP брокер (Valassis) | Брокер по человеческим ресурсам (Robert Half, EDS) |
Классификация бизнес-моделей H. Chesbrough включает шесть типов бизнес-моделей, представленных в табл. 2.
Таблица 2. Классификация бизнес-моделей H. Chesbrough.
Тип бизнес-модели | Тип 1 | Тип 2 | Тип 3 | Тип 4 | Тип 5 | Тип 6 |
Недифференцированная | Дифференцированная | Сегментированная | Внешне ориентированная | Интегрированная с инновационным процессом | Адаптивная | |
Примеры | Семейные рестораны | Начинающие технологические компании | Компании, продвигающие какую-то технологию | Компании, специализирующиеся на НИОКР и действующие в зрелых отраслях | Ведущие финансовые компании | Intel, Wal-Mart, Dell |
- для определенного продукта или услуги (группы однородных продуктов/услуг);Для чего применяются бизнес-модели на практике? Возможно выделить следующие варианты их применения:
- для компании в целом;
- для группы компаний или холдинга.
- для оценки и анализа эффективности бизнеса компании в сравнении другими аналогичными компаниями;В настоящее время, в условиях глобального кризиса, многие бизнес-модели утратили свою эффективность и конкурентоспособность. Российские компании, использовавшие данные бизнес-модели, разоряются, терпят убытки, уходят с рынка. И наоборот, ряд бизнес-моделей, не актуальных в докризисный период, оказались высокоэффективными в условиях кризиса и обеспечили компаниям, которые их применяют, новые возможности для роста и развития бизнеса. Дальнейшее применение неэффективных бизнес-моделей и неповоротливость при определении новых бизнес-моделей, медлительность при переходе к ним могут привести многие российские компании к существенным финансовым потерям и утрате возможности остаться в бизнесе в принципе. Кризис – это шанс для многих компаний значительно усилить свои позиции на рынке, используя недоступные ранее стратегические возможности.
- для оценки потенциала и инвестиционной привлекательности бизнеса компании в будущем;
- для оптимизации бизнеса компании с точки зрения стратегии и с точки зрения максимизации и удержания ценности, которую компания создает для клиентов и других заинтересованных в ее бизнесе лиц.
А.Ю. Сооляттэ,
Генеральный директор и партнер компании «ФИНЭКСПЕРТ.РУ»
Комментариев нет:
Отправить комментарий