Secondment – командирование сотрудников на определенное время в другое подразделение компании либо иную организацию или отрасль бизнеса. Этот метод обучения персонала получает широкое распространение на Западе. Командирование работников с целью приобретения ими новых навыков и опыта может быть как внутренним (перемещение в смежный отдел компании), так и внешним (в другую фирму). Secondment осуществляется также в тех случаях, когда требуется замещение временно отсутствующего сотрудника (на период его болезни, длительной командировки, обучения с отрывом от работы или на срок заполнения вакансии). Такая стажировка может применяться для персонала всех уровней организационной иерархии на условиях полного и неполного рабочего дня. Продолжительность – от одного месяца до года. Командирование сотрудников осуществляется с их согласия, при этом сохраняется их заработная плата, льготы и гарантии по основному месту деятельности.
От участия в процедуре secondment выигрывают все стороны – и принимающая, и направляющая. В частности, сотрудник:
Направляющая сторона:
Принимающая сторона:
Чтобы стажировка прошла успешно, необходимо участие всех сторон в ее подготовке. На этом этапе рекомендуется проработать следующие вопросы:
Документальное оформление secondment включает подписание специального контракта* всеми участниками процедуры: сотрудником, его руководителем/ организацией и принимающим менеджером / организацией (см. Приложение). В контракте в обязательном порядке освещаются следующие пункты:
Участники secondment на протяжении всей стажировки поддерживают контакт друг с другом. Кроме того, направляющая сторона предоставляет работнику актуальную информацию о положении дел в его отделе или компании. Принимающая – реализует программу введения командированного сотрудника в должность, включая инструктаж по технике безопасности, практику на рабочем месте, и в целом управляет его деятельностью. В свою очередь, сотрудник:
По окончании командировки проводится обязательная оценка ее итогов, в которой также принимают участие все стороны процесса. Особое внимание уделяется практическим результатам и изучению возможностей применения метода secondment в будущем. При этом важно предоставить сотруднику возможность использовать на практике полученные знания и навыки.
Таким образом, обучающие командировки – это прекрасная возможность не только личностного, но и организационного развития персонала.
Командирование сотрудников может осуществляться в рамках одной группы компаний, которая имеет филиалы в разных городах или странах, например из Европы в Россию. Часто работников материнского предприятия направляют в открывающийся филиал, т. к. он не может (или не хочет) нести расходы по оплате труда, льгот, проживания, проезда, питания командированного сотрудника. Такая стажировка выглядит, скорее, как «инвестиции». Также в этом случае филиал избегает проблем, связанных с получением разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, налоговыми платежами, регистрацией персонала и т. д. А командированные сотрудники приобретают новые знания и опыт.
Например, в компании Faurecia используется именно такой подход при построении нового производства в нашей стране. Все инженеры, включая технического директора, работают на условиях secondment. При этом российское подразделение не несет никаких затрат по оплате их труда и компенсации сопутствующих расходов. Это значительная экономия средств для филиала. В свою очередь, компания направляет российских менеджеров на условиях secondment на заводы Faurecia в Европе с целью получения ими практических навыков и актуальных знаний.
* Следует различать контракты на оказание услуг и на командирование, т. к. это два концептуально разных контракта. В первом случае работодатель оказывает услуги, исполнителями которых являются его сотрудники, а заказчик оплачивает эти услуги. Во втором случае работодатель предоставляет персонал, а компания-получатель самостоятельно решает, как его использовать.
kadrovik.ru
Преимущества
От участия в процедуре secondment выигрывают все стороны – и принимающая, и направляющая. В частности, сотрудник:
- приобретает новый опыт и дополнительную мотивацию;
- развивает профессиональные, менеджерские, коммуникативные навыки;
- получает возможность карьерного роста.
Направляющая сторона:
- управляет численностью персонала;
- повышает мотивацию сотрудников;
- оказывает помощь работникам в развитии навыков и получении новых знаний;
- укрепляет связи между отделами в рамках одной компании, а также между организациями.
Принимающая сторона:
- использует знания и навыки командированных сотрудников для работы над своими проектами;
- улучшает взаимодействие между отделами в своей компании и между организациями.
Подготовка процедуры
Чтобы стажировка прошла успешно, необходимо участие всех сторон в ее подготовке. На этом этапе рекомендуется проработать следующие вопросы:
- описание позиции (job description), на которую командируется сотрудник, и требований к нему;
- условия деятельности (рабочее время, выходные дни, продолжительность ежегодного отпуска и т. д.);
- цели и ожидаемые результаты стажировки – они должны соответствовать поставленным компанией, а также потребностям развития самого сотрудника;
- длительность командировки – согласовывается со всеми участниками процесса. В течение стажировки рекомендуется проводить регулярные встречи (их расписание необходимо составить заранее) всех сторон для контроля ее хода и внесения необходимых изменений;
- затраты, связанные с командированием специалиста (зарплата, аренда автомобиля, проживание и т. д.), их согласование с финансовым департаментом;
- условия, на которых сотрудник вернется в свою компанию;
- критерии оценки его деятельности в период стажировки.
Документальное оформление secondment включает подписание специального контракта* всеми участниками процедуры: сотрудником, его руководителем/ организацией и принимающим менеджером / организацией (см. Приложение). В контракте в обязательном порядке освещаются следующие пункты:
- распределение бремени затрат на оплату труда, льгот и других расходов между двумя компаниями;
- обязанности командируемого работника;
- длительность стажировки;
- процедура досрочного прекращения командировки одной из сторон (если такая необходимость возникнет).
Распределение ролей
Участники secondment на протяжении всей стажировки поддерживают контакт друг с другом. Кроме того, направляющая сторона предоставляет работнику актуальную информацию о положении дел в его отделе или компании. Принимающая – реализует программу введения командированного сотрудника в должность, включая инструктаж по технике безопасности, практику на рабочем месте, и в целом управляет его деятельностью. В свою очередь, сотрудник:
- обсуждает возникающие проблемы с принимающим менеджером (и направляющим, если это необходимо);
- изучает процедуры и практику работы принимающей стороны.
По окончании командировки проводится обязательная оценка ее итогов, в которой также принимают участие все стороны процесса. Особое внимание уделяется практическим результатам и изучению возможностей применения метода secondment в будущем. При этом важно предоставить сотруднику возможность использовать на практике полученные знания и навыки.
Таким образом, обучающие командировки – это прекрасная возможность не только личностного, но и организационного развития персонала.
Командирование сотрудников может осуществляться в рамках одной группы компаний, которая имеет филиалы в разных городах или странах, например из Европы в Россию. Часто работников материнского предприятия направляют в открывающийся филиал, т. к. он не может (или не хочет) нести расходы по оплате труда, льгот, проживания, проезда, питания командированного сотрудника. Такая стажировка выглядит, скорее, как «инвестиции». Также в этом случае филиал избегает проблем, связанных с получением разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, налоговыми платежами, регистрацией персонала и т. д. А командированные сотрудники приобретают новые знания и опыт.
Например, в компании Faurecia используется именно такой подход при построении нового производства в нашей стране. Все инженеры, включая технического директора, работают на условиях secondment. При этом российское подразделение не несет никаких затрат по оплате их труда и компенсации сопутствующих расходов. Это значительная экономия средств для филиала. В свою очередь, компания направляет российских менеджеров на условиях secondment на заводы Faurecia в Европе с целью получения ими практических навыков и актуальных знаний.
* Следует различать контракты на оказание услуг и на командирование, т. к. это два концептуально разных контракта. В первом случае работодатель оказывает услуги, исполнителями которых являются его сотрудники, а заказчик оплачивает эти услуги. Во втором случае работодатель предоставляет персонал, а компания-получатель самостоятельно решает, как его использовать.
kadrovik.ru
Спасибо. Данный блог - не более, чем моя личная записная, куда я коллекционирую и, от части, комментирую понравившийся материал.
ОтветитьУдалитьСпасибо за отзыв.