Если ваш автомобиль ушел в занос на неровной дороге – время ли сожалеть о том, что вы не прошли курс экстремального вождения, ругать дорожных строителей и отрабатывать навыки общения с ГАИ? Нет – нужно выруливать! Почему же, когда в занос кризиса уходит ваш бизнес и ваша команда, вы тратите ресурсы не на то? Стоп! Определите истинные приоритеты – и действуйте правильно, иначе смерть! О чем этот краткий материал? Он не о том, в чем причины нынешнего экономического кризиса. Он не о том, в какой стадии развития находится этот экономический кризис. Он не о том, есть ли этот кризис вообще или уже давно прошел. Он о том, куда мы смотрим в период этой встряски. Ведь куда смотришь, туда и идешь.
Небольшое отступление. Сожмем обычный двух-трехлетний кризисный период в жизни организации до нескольких минут или секунд и посмотрим, что мы увидим. Как в замедленном кино. Представьте, что вы управляете автомобилем. Отличная дорога, хорошая скорость, шорох шин, рядом друзья, впереди захватывающее путешествие. Драйв!!! Без знаков, без каких-то признаков, без предупреждений от идущих на встречу автомобилей дорога резко обрывается, и асфальт превращается в жуткую разбитую мокрую грунтовую дорогу. Экстренное торможение, адреналин, занос, попытка выйти из него резкими неумелыми движениями, потеря управления, вас несет боком прочь с дороги в овраг. И никакие АБС, системы курсовой устойчивости, системы перераспределения нагрузки по осям не помогают. Чистая физика. И автомобиль в кювете. Все просто.
Виноваты ли строители этой дороги? Ну да. А что вам от этого? Виноваты ли вы, что не обладали на тот момент навыками экстренного вождения? Да, потому, что к нашим дорогам нужно быть готовым. Но сейчас это не важно, это важно лишь на будущее. Важен ли сейчас ваш прекрасный внутренний мир, умение чувствовать единение с автомобилем? Важно ли сейчас затратить пару-тройку часов на отработку навыков общения с сотрудниками ДПС? Не напоминают ли вам эти «важные» моменты стандартные антикризисные предложения пророков-консультантов? Кстати, зачастую – недавно покинувших салоны таких же сходящих с дистанции авто. Мне – да.
Куда же нужно вкладывать себя в период, когда ваш бизнес «несет в овраг» или когда есть высокая вероятность, что это случится? Фокус внимания должен быть на 100% на обеспечении жизнеспособности бизнеса. Не на реформах системы управления, не на переработке стратегии долгосрочного развития, не на внедрении систем КПЭ, систем бюджетирования, мотивации персонала! Все это хорошо, но момент ,когда данные средства подействуют, находится за пределами зоны экстренного реагирования (Рис.1).
Объект инвестиций в период кризисных изменений в вашем бизнесе – это ваш бизнес в его сегодняшнем состоянии. Расфокусирование, перераспределение внимания в данный момент недопустимо. Отсюда, все призывы расслабиться, успокоиться, взглянуть на ситуацию философски, поискать новые возможности развития в будущем – губительны. После выхода из «неуправляемого заноса» – пожалуйста, рефлексия опыта повысит выживаемость вашего бизнеса в дальнейших встрясках. Но во время этого заноса, в самом процессе, расфокусирование внимания – табу!
Остается три ключевых вопроса:
Отвечая на эти вопросы, мы понимаем, что есть то, что необходимо сделать для улучшения, и есть то обязательное, что создает для этого условия. И не на все у нас есть время и достаточные ресурсы. И не все действия будут одинаково эффективны. Но есть действия обязательные, обеспечивающие возможность получения результата от последующих действий. Для диагностики ситуации, выбора портфеля таких направлений и разработки программы конкретных действий команда собственников и топ-менеджеров может воспользоваться проверенным успешной мировой практикой инструментарием и процедурами TQM, например, диаграммой Ишикавы и мозговым штурмом. В результате у вас в руках окажется набор именно тех направлений антикризисного инвестирования, которые дадут наиболее действенный эффект.
Может оказаться, что для улучшения ситуации по возврату дебиторской задолженности необходимо изменить не количество людей, а привычный порядок работы, процедуры; для активизации продаж в условиях сокращения рынка необходимо не увеличить рекламный бюджет, а разработать для основных партнеров новое предложение, учитывающее их финансовую ситуацию; для привлечения технических кредитов необходимо не привлечь новых поручителей, а повысить ликвидность баланса. Да и сами эти кредитные ресурсы позволительно привлекать лишь тогда, когда вы повысите рентабельность, то есть подготовитесь, и они не вытекут из вашего бизнеса, как из дырявого ведра. Таким образом, то направление, куда вы собираетесь инвестировать свое внимание, свое время, усилия вашей команды, деньги, связи и прочие ресурсы, должно быть подготовлено, чтобы принять эти инвестиции. Конкретно: каждый член команды, человек, в которого вы собираетесь вложиться как в своего партнера в непростой ситуации, должен быть готов действовать именно как ваш партнер; команда предприятия, с которым вы объединяетесь для реализации нового проекта, должна, как и вы, безраздельно принимать все оговоренные заранее условия и быть готовой к гибкости; рентабельность вашего бизнеса должна быть выше стоимости привлекаемого кредита с учетом всех дополнительных расходов на страхование, ведение счета и т.д. Итак, правило номер один – выбрать и подготовить конкретное направление к приему инвестиций.
Следующий шаг – перевод бизнеса в режим жестокого управления. Необходимо обеспечить максимальную оперативность и объективность контроля того направления, в которое вы вкладываете свои усилия и прочие ресурсы. И не до того момента, когда вы поймете, что «оно вертится!», а до получения заданного результата. Например, отчет о результатах проведенных переговоров и заключенных сделках – ежедневно; отчет о результатах работы с дебиторами и прогноз на завтра – ежедневно; планы по продажам – ежедневно и т.д. Здесь важно оперативно выработать форму и время отчета, требования к его качеству и «заразить» пониманием важности этой меры ответственных сотрудников. Постоянный контроль и осмысление результатов поможет при необходимости оперативно корректировать действия и исправлять ошибки. Итак, правило номер два – ежедневный вклад в повышение способности к отдаче по выбранным направлениям инвестиций, повышение КПД. Это инвестиции в инвестиции, то, что позволит получить желаемый результат в пределах зоны экстренного реагирования и принесет сверхэффект впоследствии.
Ну, и наконец, после достижения желаемых результатов по выбранным направлениям проведите ревизию накопленного опыта: новые решения в работе с партнерами и клиентами, находки в части повышения производительности труда и экономичности оборудования, мотивационные ноу-хау и т.д. Систематизируйте этот опыт и превратите его в практику своего бизнеса. Итак, правило третье – идентифицировать накопленный опыт и внедрить его в практику оперативного управления. Следующий шаг – выбор и подготовка нового направления к приему инвестиций. Цикл замкнулся. Бизнес получил пошаговый управленческий механизм преодоления кризисных явлений.
www.e-xecutive.ru
Небольшое отступление. Сожмем обычный двух-трехлетний кризисный период в жизни организации до нескольких минут или секунд и посмотрим, что мы увидим. Как в замедленном кино. Представьте, что вы управляете автомобилем. Отличная дорога, хорошая скорость, шорох шин, рядом друзья, впереди захватывающее путешествие. Драйв!!! Без знаков, без каких-то признаков, без предупреждений от идущих на встречу автомобилей дорога резко обрывается, и асфальт превращается в жуткую разбитую мокрую грунтовую дорогу. Экстренное торможение, адреналин, занос, попытка выйти из него резкими неумелыми движениями, потеря управления, вас несет боком прочь с дороги в овраг. И никакие АБС, системы курсовой устойчивости, системы перераспределения нагрузки по осям не помогают. Чистая физика. И автомобиль в кювете. Все просто.
Виноваты ли строители этой дороги? Ну да. А что вам от этого? Виноваты ли вы, что не обладали на тот момент навыками экстренного вождения? Да, потому, что к нашим дорогам нужно быть готовым. Но сейчас это не важно, это важно лишь на будущее. Важен ли сейчас ваш прекрасный внутренний мир, умение чувствовать единение с автомобилем? Важно ли сейчас затратить пару-тройку часов на отработку навыков общения с сотрудниками ДПС? Не напоминают ли вам эти «важные» моменты стандартные антикризисные предложения пророков-консультантов? Кстати, зачастую – недавно покинувших салоны таких же сходящих с дистанции авто. Мне – да.
Куда же нужно вкладывать себя в период, когда ваш бизнес «несет в овраг» или когда есть высокая вероятность, что это случится? Фокус внимания должен быть на 100% на обеспечении жизнеспособности бизнеса. Не на реформах системы управления, не на переработке стратегии долгосрочного развития, не на внедрении систем КПЭ, систем бюджетирования, мотивации персонала! Все это хорошо, но момент ,когда данные средства подействуют, находится за пределами зоны экстренного реагирования (Рис.1).
Объект инвестиций в период кризисных изменений в вашем бизнесе – это ваш бизнес в его сегодняшнем состоянии. Расфокусирование, перераспределение внимания в данный момент недопустимо. Отсюда, все призывы расслабиться, успокоиться, взглянуть на ситуацию философски, поискать новые возможности развития в будущем – губительны. После выхода из «неуправляемого заноса» – пожалуйста, рефлексия опыта повысит выживаемость вашего бизнеса в дальнейших встрясках. Но во время этого заноса, в самом процессе, расфокусирование внимания – табу!
Остается три ключевых вопроса:
- Во что конкретно нужно вложиться сейчас для экстренного улучшения ситуации?
- Какими ресурсами для этого мы располагаем, и достаточно ли их у нас?
- Какова оптимальная очередность действий?
Отвечая на эти вопросы, мы понимаем, что есть то, что необходимо сделать для улучшения, и есть то обязательное, что создает для этого условия. И не на все у нас есть время и достаточные ресурсы. И не все действия будут одинаково эффективны. Но есть действия обязательные, обеспечивающие возможность получения результата от последующих действий. Для диагностики ситуации, выбора портфеля таких направлений и разработки программы конкретных действий команда собственников и топ-менеджеров может воспользоваться проверенным успешной мировой практикой инструментарием и процедурами TQM, например, диаграммой Ишикавы и мозговым штурмом. В результате у вас в руках окажется набор именно тех направлений антикризисного инвестирования, которые дадут наиболее действенный эффект.
Может оказаться, что для улучшения ситуации по возврату дебиторской задолженности необходимо изменить не количество людей, а привычный порядок работы, процедуры; для активизации продаж в условиях сокращения рынка необходимо не увеличить рекламный бюджет, а разработать для основных партнеров новое предложение, учитывающее их финансовую ситуацию; для привлечения технических кредитов необходимо не привлечь новых поручителей, а повысить ликвидность баланса. Да и сами эти кредитные ресурсы позволительно привлекать лишь тогда, когда вы повысите рентабельность, то есть подготовитесь, и они не вытекут из вашего бизнеса, как из дырявого ведра. Таким образом, то направление, куда вы собираетесь инвестировать свое внимание, свое время, усилия вашей команды, деньги, связи и прочие ресурсы, должно быть подготовлено, чтобы принять эти инвестиции. Конкретно: каждый член команды, человек, в которого вы собираетесь вложиться как в своего партнера в непростой ситуации, должен быть готов действовать именно как ваш партнер; команда предприятия, с которым вы объединяетесь для реализации нового проекта, должна, как и вы, безраздельно принимать все оговоренные заранее условия и быть готовой к гибкости; рентабельность вашего бизнеса должна быть выше стоимости привлекаемого кредита с учетом всех дополнительных расходов на страхование, ведение счета и т.д. Итак, правило номер один – выбрать и подготовить конкретное направление к приему инвестиций.
Следующий шаг – перевод бизнеса в режим жестокого управления. Необходимо обеспечить максимальную оперативность и объективность контроля того направления, в которое вы вкладываете свои усилия и прочие ресурсы. И не до того момента, когда вы поймете, что «оно вертится!», а до получения заданного результата. Например, отчет о результатах проведенных переговоров и заключенных сделках – ежедневно; отчет о результатах работы с дебиторами и прогноз на завтра – ежедневно; планы по продажам – ежедневно и т.д. Здесь важно оперативно выработать форму и время отчета, требования к его качеству и «заразить» пониманием важности этой меры ответственных сотрудников. Постоянный контроль и осмысление результатов поможет при необходимости оперативно корректировать действия и исправлять ошибки. Итак, правило номер два – ежедневный вклад в повышение способности к отдаче по выбранным направлениям инвестиций, повышение КПД. Это инвестиции в инвестиции, то, что позволит получить желаемый результат в пределах зоны экстренного реагирования и принесет сверхэффект впоследствии.
Ну, и наконец, после достижения желаемых результатов по выбранным направлениям проведите ревизию накопленного опыта: новые решения в работе с партнерами и клиентами, находки в части повышения производительности труда и экономичности оборудования, мотивационные ноу-хау и т.д. Систематизируйте этот опыт и превратите его в практику своего бизнеса. Итак, правило третье – идентифицировать накопленный опыт и внедрить его в практику оперативного управления. Следующий шаг – выбор и подготовка нового направления к приему инвестиций. Цикл замкнулся. Бизнес получил пошаговый управленческий механизм преодоления кризисных явлений.
www.e-xecutive.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий