Блог об Interim Management - "Временный менеджмент" помогает заказчикам в управлении изменениями, организации временного управления в бизнес-областях (подразделениях), которые в силу текучести кадров или по причине расширения бизнеса временно оказываются без профессионального управления. UPGRADE for Business - хобби, которое вышло из-под контроля.
понедельник, 16 июня 2025 г.
Переезд в Грузию. Удаленный выезд из России
В последние месяцы я наблюдаю вокруг большое количество тех кто
решил переехать куда-то из России, как и я. Во время переезда, даже
внутри страны, нужно много чего подготовить, сделать, спланировать.
Текущие обстоятельства, как это иногда бывает, застали врасплох и
времени на подготовку было совсем мало. Похожая ситуация, думаю, у
многих, по этому я бы хотел поделиться своим опытом преимущественно
удаленной организации переезда. Некоторые действия сегодня будут
отличаться о того что было доступно раньше, но эта статья больше
история, чем план действий.
В статье я сфокусируюсь на личном опыте и нескольких этапах
переезда, а именно: планирование, подготовка, приезд и адаптация в
Грузии, удаленная организация вывоза вещей, удаленная сдача машины
из аренды, долгосрочное хранение и не буду затрагивать: поиск
дешевых авиабилетов, транзит, прохождение таможни, вывод денег,
открытие банковских счетов. В самом конце будет немного выводов,
впечатление о Грузии (за 2 месяца жизни тут) и цифры, во сколько
обошелся переезд.
Предыстория
За 4 месяца до 24 февраля мы с женой и двумя детьми переехали в
съемный загородный дом на севере СПб, как сторонник аренды, я также
взял себе машину по подписке в Hyundai Mobility на год и планировал,
что когда уже закончится эта неприлично снежная зима, то часы за
раскапыванием машины и участка окупятся прекрасным летом за
городом, также мы планировали поезду к родственникам, так что я взял
отпуск с 23 февраля сумарно на 3 недели (там было много праздников).
Спойлер: это был мой самый длинный и, одновременно, худший отпуск
на моей памяти.
Когда стало понятно, что мы будем переезжать и переезжать довольно
спешно, возникла потребность спланировать то что вообще можно
спланировать, а дальше адаптироваться.
План
Прежде всего, переезд - это проект, он состоит из многих этапов и
большого количества небольших задач, каждая из которых понемногу
приближает к конечной цели. К счастью, вопрос с работой, выбором
страны и перелетом, практически не стоял, так что я мог
сфокусироваться на перевозке семьи и вещей. Условно, я разбил
переезд на 6 этапов:
Подготовка к выезду;
Въезд в Грузию и базовая адаптация (выбор места для жизни,
поиск жилья);
Сдача машины из аренды;
Инвентаризация того что в доме;
Организация сбора вещей и отправка в грузию;
Организация сбора вещей и отправка на хранение в России.
Этапы выглядят последовательными, но на деле оказалось что
некоторую подготовку к очередному следующему этапу, лучше делать во
время предыдущего. Также, одновременно существовало несколько
планов, чтобы по ходу адаптироваться к происходящему
Общие рекомендации:
делайте ходы, которые с наименьшей вероятностью приведут вас к
провалу, максимально универсальные действия, чтобы сохранить
возможность адаптации и выбора между доступными вариантами;
уточняйте у всех участников плана будут ли у них ресурсы (время,
физическое местонахождение) для помощи вам заранее.
Всё начинается с подготовки.
Этап 1. Подготовка к выезду
Так совпало, что наша поездка к родственникам в другой город
пересеклась с датами перелета в Грузию, эта ситуация помогла нам не
дублировать некоторые действия и подготовиться к переезду заранее.
Чемоданы к родственникам мы собирали изначально, как будто летим
сразу в Грузию, подготовили всё необходимое, вещи на первое время
жизни и все документы. После недели у родственников, на следующий
день после возвращения мы полетели в Грузию.
Вне зависимости от того на сколько вы едете в другую страну, я
рекомендую брать с собой какие-то мелочи, которые вдохнут в чужую
квартиру ваш старый дом, так, например, мы взяли с собой яндекс
станцию и сделали это определенно не зря.
Было понятно, что в России на нас остаются определенные
обязательства (машина и дом в аренде), так что на счетах должно было
остаться достаточно рублей, чтобы по этим обязательствам платить,
пока я не доберусь до этапа завершения аренды. Наличие финансовой
подушки безопасности (emergency fund) значительно облегчило
финансовую стабильность на этом периоде, главное, это не бояться, в
случае когда подушка понадобилась, действительно ей воспользоваться.
Важно сказать, что я всю дорогу не мог поверить, что у нас всё
получится, надеялся, что что-то изменится и процесс переезда
остановится, но при этом всё что я делал было ориентированно на оба
исхода, например, я заранее подготовил машину к сдаче: убрал из неё
свои вещи, попросил друга зарегистрироваться в Hyundai Mobility и
пройти KYC, чтобы он мог помочь при необходимости.
Общие рекомендации:
берите все документы;
возьмите с собой мелочи, которые перенесут атмосферу дома;
перевозка животных это отдельная большая история к которой
лучше готовиться заранее (здесь у меня опыта нет, но знаю что это
не самая тривиальная задача);
заранее разберитесь с налогами в той стране, куда вы планируете
ехать, для IT бывают льготные ставки;
если можно запустить какие-то долгие процессы заранее, на этапе
подготовки - сделайте это.
Что бы я сделал по другому: В идеале, заранее собрать вещи по
коробкам и промаркировать, это бы значительно ускорило и упростило
процесс выезда и как следствие сэкономило бы много денег.
Слетав к родственникам и подготовив их к нашим планам, мы сели на
самолет и отправились в новое путешествие.
Этап 2. Въезд в Грузию и базовая адаптация
Для въезда в Грузию нужен загран паспорт, также я заполнял на всю
семью форму онлайн в которой надо было отметить были ли мы в других
странах за последние 2 недели. Виза не нужна. Есть статьи, которые на
этом фокусируются, так что долго здесь топтаться не будем.
Прилетев в Грузию (через Армению) мы поселились в отеле в Тбилиси
на 2 недели. За это время нужно было разобраться с долгосрочным
местом для жизни, чтобы поскорее перейти к следующему этапу, но
довольно быстро стало понятно что Тбилиси (на мой взгляд), не
адаптирован под семьи с детьми, об этом говорят как брусчатка на
холмистой поверхности, так и массово отсутствующие пешеходные
переходы вкупе с машинами припаркованными на тротуаре. Удачно
сложилось, мы с парой коллег решили съездить на один день в Батуми,
чтобы посмотреть город, но март был холодный и в Батуми лежал
мокрый снег, несмотря на это, стало понятно, что это большой город с
необходимой инфраструктурой (магазины, пешеходные переходы, такси,
огромное количество мест для прогулок с детьми).
Мы взяли билеты на поезд на всю семью, забронировали апартаменты
на букинге на 7-8 дней без предоплаты (можно было использовать
российскую карту "для подтверждения") и отправились на вечернем
поезде. Наши апартаменты были в Орби, это несколько зданий в
которых частники (и, вероятно, не только), выкупают апартаменты и
сдают таким как мы в аренду. В марте еще было холодно, так что я
неоднократно слышал, что люди несколько дней прогревали
апартаменты после заезда. Теперь, у нас начиналась активная фаза
поиска долгосрочного жилья.
В телеграме есть несколько групп которые ориентированы на поиск
жилья в Грузии и в частности в Батуми, также, там можно спросить
контакты риелторов. Цены на аренду в Грузии, как вы, возможно, знаете,
выросли в несколько раз, всё благодаря "понаехавшим" IT-шникам,
которые готовы платить больше, это привело к тому что квартира,
которую раньше можно было бы снять за $350 теперь сдается за $900
(да, операции с недвижимостью здесь за доллары). Некоторые теряют
контакт с землей и просят $1500 в месяц за разбитую квартиру с
предоплатой за 6 месяцев, имейте ввиду, это неадекватные люди и цены
даже в дефиците.
Спустя пару дней активных поисков нам подвернулся вариант большой
квартиры в которой было место и для жизни и для работы, с нас
попросили за первый месяц и 11й + 12й (это значит, что если мы
съезжаем раньше чем через год, то нам не возвращают последние два
месяца), так хозяева защищаются от тех кто хочет въехать в долгосрок и
уехать раньше, сразу после окончания сезона (а они при этом могли бы
сдавать посуточно и выгоды было бы больше). Должен сказать, что так
не всегда, я знаю случаи где просили только за первый и последний
месяцы. У нас же, за квартиру 88 кв м в центре (5 минут пешком от
центрального парка и 10 м от моря) с нас попросили $1000 в мес, в итоге
мы договорились на $900 (экономия $1200 за год, не плохо). Опять же,
есть коллеги к которые сняли квартиру раньше нас за $400 и к ним уже
приходили хозяева с желанием поднять цену (чем закончилось не знаю).
Как я позже узнал, наш риелтор получил за сделку плату в размере
одного месяца аренды.
Общие рекомендации:
покупайте билеты на поезд Тбилиси <-> Батуми за пару дней до
отправления;
если у вас есть багаж, то приходите на поезд за 30 мин чтобы было
куда его положить;
не арендуйте квартиры без визита туда, прекрасные картинки
рассыпаются в суровой реальности;
снимите на неделю апартаменты / отель и активно ищите
долгосрок;
даже в краткосрок бывают хорошие варианты по цене;
не останавливайтесь на первом варианте;
пробуйте немного сбить цену, они итак сильно взлетели,
владельцы, скорее всего, на это пойдут;
используйте услуги риелторов, им платят те кто сдает квартиру;
наличие пешеходных переходов, хотя и увеличивает шанс успешно
перейти дорогу, всё же не гарантирует это, будьте осторожны.
Что бы я сделал по другому: если бы я проходил этот путь еще раз, то
я бы не стал терять 2 недели в отеле в Тбилиси, если бы быстрее понял
что там мы не задержимся, т.к. для меня это 2 дополнительные недели
аренды дома и машины в СПб. Также лучше всего взять отпуск на время
поиска, чтобы как можно более эффективно просматривать варианты,
хотя и для меня это был не самый вероятный сценарий (после отпуска в
3 недели). Также, я бы с самого начала писал всем доступным
риэлторам, а не ждал ответа одного
Когда на месте появился новый дом, можно переходить к решению
вопросов со старым
Этап 3. Удаленная сдача машины
Жизнь за городом даже в арендованном доме предполагает что у вас
есть хоть какая-то свобода в передвижении, покупать за дешево
небезопасный семейный автомобиль мне не хотелось, так что я взял
себе крету по подписке в Hyundai Mobility на год. Ежемесячно это
удовольствие обходилось мне в 32к рублей, при этом машина была
абсолютно новая и в топовой комплектации, основной риск для меня
был, что придется сдать её раньше срока и, к сожалению, он сработал.
Как один из вероятных исходов, я предполагал, что сдавать машину буду
удаленно, так что надо было сделать несколько подготовительных
действий еще в СПб: освободить машину от наших вещей, попросить
друга зарегистрироваться в сервисе и пройти KYC, чтобы я мог добавить
его как еще одного водителя. Всё это я сделал заранее, так что к
моменту, когда я был готов разбираться с этим вопросом, всё было уже
готово. Сдача машины подразумевала что другу нужно будет перегнать
её в базовый дилерский центр (на юго-западе СПб), при этом она стояла
на закрытой территории дома на севере СПб, ключи от неё были там же.
Держа в голове предусловия, я решил переслать оставшиеся у меня
ключи от дома и транспондер (устройство для более дешевых платных
дорог) через коллег, которые ехали из Батуми в Питер. Транспондер я
увез с собой, когда ехал на такси в аэропорт улетая в Грузию, а ключи
взял только одни, но и их надо было бы вернуть. В итоге, через неделю
посылка была доставлена другу и он отправился сдавать машину
(внутри СПб вместо того чтобы синхронизировать людей мы
воспользовались СДЕК).
Как я писал выше, на предшествующих этапах так или иначе
проявляется подготовка к следующим, так что в то время как мой друг
заехал за машиной, он отфотографировал все вещи по всем ящикам в
доме, что мне поможет на 4м этапе.
Затем, пользуясь тем самым транспондером друг отвез машину в
базовый сервисный центр, вышел из неё, а я, через кнопку в
приложении, завершил аренду. Пришлось заплатить штраф ~2-3 месяца
аренды машины. Зато, с первым обязательством было покончено.
Общие рекомендации:
если вы можете начать раньше процессы сдачи, то начинайте;
не имей 100 рублей, а имей 100 друзей (или хотя бы одного с
водительскими правами);
есть вы не уверенны в своих планах, не оставляйте машину на
платной парковке;
друзья могут помочь разобрать часть вещей или забрать продукты.
Что бы я сделал по другому: можно было оптимизировать расходы,
если бы по прибытии в Грузию я сразу отправил ключи обратно, либо
оставил их в ячейке для хранения в аэропорту СПб, чтобы друзья потом
забрали (возможно такой сервис там есть)
Разобравшись с машиной, на пороге стояла самая тяжелая задача -
перевозка вещей, но и к ней нужно было подготовиться.
Этап 4. Инвентаризация того что есть в доме
Организовать перевозку вещей удаленно сложно, перевезти вещи
разложенные по всему дому и смешанные с хозяйскими еще сложнее,
разделить их на несколько частей в зависимости от дальнейших
действий - невозможно, без инвентаризации.
Куда перемещать вещи? Везти сразу всё в Грузию - звучит избыточно,
ничего не везти в тоже не получается, что-то можно было бы отдать, что-
то выкинуть, в общем, ад минималиста. Для того чтобы адекватно
распределить вещи для начала их нужно собрать в один длинный
список, Notion для этого идеально подошел. Воспользовавшись фото
вещей, которые появились на предыдущем этапе, мы с женой начали
выписывыть с какими вещами и что мы планировали делать. Этот список
несколько раз менялся и эволюционировал.
Думаю очевидно, что это был самый трудозатратный для меня этап, он
потребовал много вечеров, чтобы всё выписать и распределить,
договориться с женой, сначала он проходил без фотографий вещей,
просто по памяти, потом списки уточнялись.
Общие рекомендации:
определиться как можно раньше о будущих вариантах развития
событий для вещей;
упрощать возможные варианты действий (минимизировать
размышления о продаже / отдаче вещей).
Что бы я сделал по другому: этап был бы на порядок проще, если бы
хотя бы часть инвентаризации я бы сделал когда еще сам присутствовал
в доме, также можно было бы сфокусироваться на вещах которые надо
везти в Грузию, а об остальном даже не думать.
По завершению подготовки списков можно было переходить к
организации сборки
Этапы 5 и 6. Организация вывоза вещей
Когда мы поняли что 90% вещей мы уже точно учли, мы договорились с
хозяевами дома что за отдельную плату они соберут нам вещи по
коробкам и мешкам в Грузию (в списке было размечено что складывать в
коробку, а что в мешок для улучшения предсказуемости результата). Всё
остальное я решил отправить на хранение к родственникам и так было
проще решить дальнейшую судьбу пожитков.
Одновременно с этим я запустил обсуждение с местной (в СПб)
компанией, которая занимается переездами под ключ внутри страны. На
место выехал оценщик (человек, который прикидывает какой объем
работ и сколько упаковки понадобится), дальше по мессенджеру мы с
ним договаривались о том как и когда приедут ребята, которые под
пристальным взглядом домовладельцев соберут по коробкам
оставшиеся вещи.
Вывоз вещей в Грузию и на хранение постоянно менялись в порядке
между собой, вывоз вещей в Грузию в итоге съехал по расписанию и это
было к лучшему. Когда в дом пришли рабочие собирать вещи на
хранение их можно было попросить подготовить часть вещей к перевозке
в Грузию и просто отложить в сторону. Так, мы довольно быстро вывезли
часть вещей на хранение и оставалось только отправить ту часть,
которая направится в Грузию.
Перевоз вещей на хранение
Изначально у меня было 3 варианта:
арендовать ячейку в СПб;
арендовать ячейку недалеко от родственников;
отвезти вещи на хранение к родственникам.
Первый вариант мне казался привлекательным, но в текущей обстановке
я оказался полностью отвязан от СПб, так что несмотря на много разных
сервисов, кто предоставляет услуги хранения, я от него отказался.
Второй вариант был моим основным, до тех пор пока мы не
договорились с частью родственников, что некоторые из ценных вещей
побудут у них в пользовании, а для всего некритичного по традиции есть
дача. Так что в итоге я остановился на третьем, относительно простом
варианте.
Перевоз вещей в Грузию
Перевоз вещей в другую страну, как мне кажется, сам по себе достоен
отдельной статьи, я постараюсь здесь максимально упрощать. Прежде
всего у меня было несколько вариантов:
компания, которая делает переезды под ключ между странами;
частник который возит из Москвы в Тбилиси;
компания которая возит из СПб в Грузию.
С первым вариантом почти сразу не задалось, когда мне озвучили
ценник "не меньше €3500". Второй вариант оказался лучше, но цена по
сравнению с третьим была хуже, то что меня в итоге убедило
договориться по второму варианту (частник) это гибкость и скорость
ответов. Надо из Питера? Окей, пригоним машину. Надо до Батуми?
Окей, договоримся с водителем. Надо занести в квартиру? Тоже не
проблема. В общем, машина приехала, взвесили вещи в присутствии
хозяина дома, погрузили, увезли. Для пересечения границы важно знать
что в грузе нет медикаментов (с ними могут быть проблемы, часть из них
может быть попросту запрещена) и понимать где электроника, т.к. в
некоторых случаях могут вскрывать коробки и, как говорят, можно
попасть на растаможку даже для б/у вещей (например, дорогой
электроники).
Общие рекомендации:
есть компании которые готовы всё сделать под ключ дайте только
доступ к дому, если цена устраивает, то вариант идеальный;
хорошо когда есть кто-то на месте;
перепроверяйте результат, убеждайтесь, что вас правильно поняли
и не оставляйте места для возможной ошибки на этапе
выполнения.
Что бы я сделал по другому: умные люди скажут, алгоритм
делегирования подразумевает постановку задачи (например, по SMART),
разбор плана выполнения, установление контрольных точек, контроль.
Исходя из такого алгоритма у меня хромал контроль за качеством
результата, я явно не расставил контрольные точки для людей которые
выполняли работу на месте, в результате получил результат с ошибками
(некоторые вещи уехали не туда), так что я бы больше уделил времени
проверке качества выполненной работы.
Сейчас вещи еще не приехали в Батуми, но хочется верить что проблем
больше уже не будет. Ну либо сделаю UPD статье :)
Итоги
Переезд даже удаленно, без личного присутствия, возможен, главное
правильно все спланировать. Идеально не будет, примите факт, что кто-
то где-то накосячит и адаптируйтесь, думая как это исправить.
Практически любую сложную задачу можно разложить на много
маленьких и простых шагов, переезд не исключение. Увезти вещи на
хранение в другой город для меня стоило ~65к, увезти вещи в Грузию
~140к (всё это с учетом сборки вещей в доме, перевозки и разгрузки на
месте). Также несмотря на то что я изначально был готов к тому что
аренда дома и машины будут капать в холостую, всё равно можно было
действовать более живо и сэкономить около месяца аренды.
Грузия - прекрасная и приветливая страна, комфортный климат, свежий
воздух и гостеприимные местные в целом формируют у меня пока
преимущественно положительные эмоции.
Воспользуюсь этой возможностью, чтобы сказать, что мы ищем к себе в
команду Frontend, Backend и QA инженеров, в том числе и тех, кто
сейчас в России и готов к переезду.
Желаю удачи в реализации ваших планов и буду рад если вы
поделитесь своими соображениями по статье и теме переездов в
комментариях.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий