суббота, 14 апреля 2012 г.

Транспортное ПО. Проблемы выбора и реализации.

Стоит ли автоматизировать транспортную логистику? 



Для подавляющего большинства логистов ответ на этот вопрос бесспорно утвердительный. Поддержание работоспособности даже одного личного автомобиля – достаточно ответственный процесс, требующий выполнения определенных действий через установленные промежутки времени. Если же речь идет об автопарке, выполняющем коммерческие задачи, то контролю подлежит не только техническое состояние транспортных средств, но и эффективность их использования. Попытка выполнить задачи транспортного отдела, пользуясь компьютером как записной книжкой, неминуемо приведет к возникновению ошибок при росте объемов работы, и единственным доступным решением будет увеличение количества сотрудников, задействованных в процессах планирования, диспетчеризации, контроля и учета.

Альтернативный вариант
Альтернативой расширению штата является автоматизация процесса – связь компьютеров в единую сеть, чтобы все функции транспортного подразделения выполнялись в программе, являющейся частью единой информационной системы компании. Каждое автоматизированное рабочее место обеспечивает доступ к определенному интерфейсу
в соответствии с функционалом сотрудника. Через данный интерфейс сотруднику поступают задания, которые он должен выполнить в заранее оговоренные регламентами сроки. Например, менеджеру, отвечающему за планирование маршрутов, поступают задания на перевозку до 17.00, до 18.00 он должен произвести планирование, а затем до 12.00 следующего дня ввести в систему результаты выполнения путевых листов, выполненных накануне. Аналогичным образом контролируется работа каждого технологического участка, а на экране у руководителей в режиме on-line меняются цифры, проценты, соотношения, позволяющие детально оценить производительность того или иного участка.

Если речь идет о крупной фирме с разветвленной региональной сетью или о транснациональной компании, одним из основных нематериальных активов которых является интегрированное взаимодействие с поставщиками и партнерами, то вполне оправданы инвестиции в комплексную систему автоматизации,соответствующую международным тандартам. Для остальных предприятий, чьи владельцы не желают тратить сотни тысяч долларов на разрекламированный продукт именитого производителя, аналогичную технологию можно реализовать и силами собственных программистов в общедоступных программах, поддерживающих клиент-серверную технологию доступа.

Однако и в том, и в другом случае специализированное программное обеспечение для нужд транспортной логистики придется выбирать и интегрировать в используемую систему отдельно. Модули управления транспортом, которые предлагаются в комплексных системах автоматизации, обеспечивают целостность информации при достаточной степени детализации, но, как правило, не обладают достаточной функциональностью и удобством,а разрабатывать самостоятельно программы данного класса – это даже хуже, чем изобретать велосипед. Рассмотрим имеющиеся варианты и возможные проблемы.






Геоинформационные приложения
Программы автоматизированного формирования маршрутов доставки (геоинформационные приложени я) представл яют собой растровую или векторную карту, совмещенную с определенным алгоритмом оптимизации работы транспортных средств.Критерии оптимальности – минимум пробега, максимум использования ресурсов транспортного средства по вместимости и грузоподъемности.При грамотной настройке и использовании программа способна значительно снизить транспортные расходы за счет менее трудозатратного, более быстрого и экономичного планирования, уменьшения расхода ГСМ, снижения амортизации и т. п. Эффективность данных программ особенно ярко проявляется на предприятиях с большим оборотом, специализирующихся на товарах повседневного спроса, у которых ежедневно более 1000 доставок.

Цена решения колеблется от $1000 до $5000. Казалось бы, вполне адекватные затраты, но далеко не все компании решаются использовать данное приложение. В чем же дело? Нередко можно услышать, что программа планирует значительно хуже, чем человек. На мой взгляд,проблема не в программе, а в пресловутом человеческом факторе. Во-первых, внедрение системы, как правило, сопровождается протестом со стороны сотрудников транспортных служб (если протест не выражается голодной забастовкой, то как минимум гарантирован скрытый саботаж). Во-вторых, чтобы успешно применять систему, необходим сотрудник, обладающий достаточной квалификацией как в планировании, так и в работе с компьютером. В-третьих, чтобы использование программы не превратилось в сущий ад для ее оператора, нужно организовать автоматическое поступление в нее исходных данных для планирования. А для этого потребуется произвести некоторые доработки в используемых информационных системах и навести порядок в справочниках.

Проблемы с персоналом легко объяснимы. Пока фирма только начинает развиваться и доставок мало, программа транспортному отделу не требуется. Гораздо проще вручную сформировать путевые листы, попутно посоветовавшись с самим водителем о наилучшей последовательности выполнения доставок. Когда заказов на доставку становится больше и один планировщик перестает справляться, самое простое решение – расширение штата.

Если на данном этапе и возникает идея решить проблему с помощью автоматизации, то до ее реализации мало у кого доходят руки: затраты на приобретение и установку вполне ощутимы, тогда как существующие вопросы кажутся незначительными и легко разрешимыми административными мерами. Кроме того, много времени потребуется сотрудникам транспортного отдела на внедрение, тщательную настройку, тестирование системы. А откуда лишнее время у людей, которые ежеминутно контролируют перемещение по городу десятков автомобилей?

Однако при всех «но» внедрять программу нужно именно в этот момент. Попробуйте завести разговор об автоматизации, когда в транспортном отделе планированием уже занимаются два и более человек. Сотрудники очень быстро начинают понимать – если программу внедрят, необходимость в людях отпадет. Можете не сомневаться, что они найдут способ доказать, что программа сложна, глупа,планировать не умеет и пользоваться ей невозможно.Сердце экономного руководителя будет гарантированно растоплено двумя-тремя показательными «спланированными программой» маршрутами, в которых половину заказов придется вернуть на склад.

Все объясняется очень просто. Геоинформационное приложение – это тонкий инструмент, который должен быть тщательно настроен опытным планировщиком. Только что купленная программа при попытке использовать ее «как есть» не принесет ничего, кроме вреда.Основные улицы города должны быть тщательно проработаны с точки зрения средней скорости движения по ним, а те улицы, на которых ведутся ремонтные работы, заблокированы. Должны быть проверены и стандартизирова ны спра вочники а дресов, товара, автомобилей, водителей, экспедиторов. Работать с приложением должен настоящий профессионал, который точно знает, например, какова средняя скорость езды по городу, если на дворе зима, на дороге гололед, а за рулем Петров Иван Иванович.

Для того чтобы успокоить сотрудников отдела, прежде всего следует развеять миф о том, что «программа планирует сама», без участия человека. На практике ГИС способна осуществить лишь черновое планирование. Без человека она все равно не обойдется.Лишь опытный планировщик способен учесть множество неформализуемых условий, в которых придется работать водителям на маршрутах.

Если учесть все вышеперечисленные условия и факторы, уже нельзя будет сказать, что «планировщик за $300 в месяц планирует лучше». Это будет действительно так только в одном случае – если именно этот планировщик является единственным оператором геоинформационной системы.

Системы GPS-мониторинга
Системы, работающие на основе GPS-технологий и обеспечивающие возможность отслеживания местонахождения транспортного средства в режиме реального времени, представляют собой программно-аппаратные комплексы с серверной частью в офисе компании (или офисе компании-поставщике услуг), рабочим местом диспетчера и мобильными терминалами в каждом автомобиле. Используются в сочетании с диспетчером.

Диспетчер – строгая, но справедливая женщина с низким и сильным голосом, которая периодически вторгается в эфир радиостанций, установленных в кабине водителей, и дает ценные указания. Противопоказаний к использованию систем мониторинга нет. Только с ее помощью становится возможным оперативно оценить дорожно-транспортную ситуацию, понять, что выполнение доставки под угрозой, отменить маршрутную точку либо послать на перехват еще одну машину. Отслеживание происходит в режиме реального времени на экране компьютера. Кроме визуального контроля, GPS в случае установки соответствующего оборудования позволяет регистрировать в автоматическом режиме практически любое событие, происходящее с автомобилем, и формировать статистические выкладки:

маршруты движения;
пробег;
средняя скорость движения;
расход топлива и заправки;
обороты двигателя;
учет времени работы и времени простоев;
остановки и стоянки;
открытие дверей;
количество поездок;
отдаление от базы (расстояние);
учет работы дополнительного оборудования (кран, экскаватор, миксер и т. п.);
погрузка/разгрузка.
В оперативном режиме данные функции помогают обеспечить защиту от угона и сохранность грузов. По результатам рабочего дня (или отчетного периода) формируются аналитические отчеты. Сравнение путевых листов и отчетов системы позволяет выявлять и пресекать ряд фактов злоупотребления служебным автотранспортом.Например, слив топлива, холостой пробег, преждевременное ТО, левые рейсы, накручивание моточасов.

Существенный минус системы – достаточно высокая цена. Для транспортного парка в 10 автомашин стоимость полного комплекта составляет порядка $11 000 (см. таблицу). Необходимо оснастить соответствующим оборудованием как сам автомобиль, так и рабочее место диспетчера.Существует также ряд технических проблем, некритичных, но неприятных. Основной является вероятность отличия данных в программе от показаний штатных автомобильных приборов (например, одометра). Причинами различий в показаниях могут стать:

погрешность, которую имеет каждый прибор автомобиля. Разброс погрешности в зависимости от производителя составляет от 0,5 до 5%;
временная потеря сигнала спутника. При потере сигнала спутника и последующего
его нахождения система автоматически выстраивает маршрут между двумя точками. Естественно, автомобиль мог двигаться по другому маршруту и с другой скоростью (нежели предполагает система), поэтому реальный пробег (и расход топлива) будет отличаться;
особенности настройки обмена данными со спутником. GPS определяет положение объекта не в определенной точке, а в пределах коридора длиной в 15 м. Внутри данного коридора автомобиль движется по неизвестной программе траектории, соответственно возникает расхождение в показаниях. Точность можно повысить за счет более частого обмена данными со спутником, но это соответственно повышает объем GPRS-трафика.
Практика показывает, что базовые настройки вполне позволяют достичь поставленных перед системой задач. Так, например, слив топлива гарантированно не уложится в допустимую погрешность и со 100-процентной вероятностью будет зафиксирован системой. По разным данным, эффект от использования систем спутникового GPS-мониторинга варьируется в пределах от 10 до 30% экономии затрат.

Проблема выбора
Приобрести ERP-систему с модулем TMS или выбрать самостоятельную автоматизацию? Далеко не всегда решение о внедрении комплексной системы автоматизации принимается с целью решения конкретных экономических, технологических или процессных проблем предприятия. Можно провести простую аналогию с приобретением одежды. Удобная и недорогая вещь прослужит вам не один год, успешно выполняя свою основную функцию – укрыть и согреть. Однако выбор потребителя чаще всего определяется другими критериями: модный дизайн, известность торговой марки, красота коробки, цена.

Цена – отдельный разговор. Купим ли мы дешевую вещь? Нет! Цена в представлении потребителя четко связана с качеством. Дорого – значит качественно. Как это ни странно, но при выборе системы автоматизации действуют те же стереотипы, а фирмы, предлагающие свои разработки на рынке, естественно, стараются не ударить в грязь лицом.

Что же приобрести – простую коробочную программу и попытаться реализовать программный комплекс силами своих программистов или солидную интегрированную систему автоматизации? Опыт подсказывает, что проблемы транспортного подразделения комплексная автоматизация не решает или, по крайней мере, решает не сразу.

Транспортный процесс каждого предприятия достаточно уникален. Несмотря на то что стандартизированные программы как раз и призваны загнать процесс в формальные рамки, без определенной адаптации программный продукт использовать в работе не удастся.Внедрение комплексной системы – процесс долгий, сложный, и транспортные проблемы, связанные с ее внедрением, отнюдь не самые болезненные.

Поэтому долгие месяцы (а то и годы) транспортникам приходится мириться с неудобным интерфейсом, недоработками и ошибками. И только когда все исправлено и доработано, наступает этап интеграции системы со сторонним программным обеспечением, отвечающим за планирование и мониторинг, так как базовый функционал систем таких модулей не содержит. Поэтому в случае принятия окончательного и бесповоротного решения о приобретении комплексной системы втоматизации транспортникам можно порекомендовать быть реалистами и не надеяться на то, что «светлое будущее вот-вот настанет». Наилучший вариант – параллельная автоматизация транспортных функций на базе менее мощного программного продукта, который может быть доработан собственными силами. Накопленный опыт без сомнения будет полезен, когда у программистов, наконец, дойдут руки до доработки транспортного модуля внедряемой ERP-системы.

Внедрение на предприятии любой программы должно предваряться тщательным анализом, включающим в себя оценку целесообразности затрат. Тем более это справедливо для комплексной системы автоматизации. То есть еще до принятия решения о приобретении системы необходимо иметь ясное представление о том, сколько времени она будет использоваться, кто ее будет использовать, для каких целей, и из чего будет извлечена та экономия, ради которой ее приобретают. И естественно, сиюминутные потребности – недостаточно весомый фактор для определения функционала системы. Необходимо смотреть в будущее и прогнозировать свои нужды на несколько лет вперед.

www.logistpro.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Посетители живут здесь:

free counters

BBCRussian.com | Главная