воскресенье, 4 марта 2012 г.

Экономика для неэкономистов: как устроена рыночная система


Рыночная система — не место, не вещь и не совокупность вещей. Это множество видов деятельности определенного рода. Понимание этих правил дает ясное представление о том, как например, возникла рыночная система и почему ее участники выполняют определенные функции. Понимание этих правил также раскрывает перед нами связь рыночной системы со свободой и собственностью, определяют место денег и предпринимательства в рыночной системе. 



Автор: Чарльз Линдблом (Charles E. Lindblom), почетный профессор экономики и политологии им. Джона Стерлинга Йельского университета. Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

Рыночная система — не место, не вещь и не совокупность вещей. Это множество видов деятельности определенного рода. Определенные традиции и законы требуются для существования рыночной системы, и в той степени, в какой мы наблюдаем их, рыночная система существует. Их можно рассматривать как скелет рыночной системы.

Понимание этих традиций и правил дает ясное представление о том, как например, возникла рыночная система и почему ее участники выполняют определенные функции. Понимание этих правил также раскрывает перед нами связь рыночной системы со свободой и собственностью, определяют место денег и предпринимательства в рыночной системе.
Рассмотрим эти базовые правила устройства рыночной системы по порядку.
1. Традиция и закон обеспечивают всем участникам широкие (но не равные) возможности распоряжаться своими временем и энергией — иными словами, легальную свободу — для преследования любых устремлений и притязаний. Вы свободны, например, употребить
свою энергию на постройку дома.
В этом утверждении едва ли можно различить намек на кооперацию; только возможный взаимный вред, и проистекающую из него необходимость сохранения мира. Отсутствуют здесь и намеки на рыночные взаимодействия. Тем не менее широкая личная свобода (масштабы и ограничения которой будут рассмотрены позднее) является костью или составной частью. Без нее — у крестьян, зависимых от феодала, она отсутствовала — рыночная система невозможна.
2. Чтобы расширить права контроля над собственным временем и энергией мы добавляем параллельный набор широких прав контроля над полезными вещами. Они обычно называются правами собственности — традиции и законы, которые гарантируют распределение прав использовать, выставлять на продажу или исключать остальных из пользования вещью, в том числе землей, которую многие люди находят полезной в достижении любых целей. Чтобы построить дом, вы должны владеть, а точнее, осуществлять контроль над участком земли, некоторыми строительными материалами, пилой и молотком.
Необходимые права — это не обязательно тот же набор прав, который известен в существующих рыночных системах как права собственности. В частности, эти права могут отличаться от огромного неравенства существующих прав собственности. «Частная собственность» — слово, которое заставляет некоторые людские сердца биться быстрее; люди стремятся защитить или заполучить ее, что они часто и делают. Вне зависимости от того, одобряются или порицаются существующие права собственности, некий широкий набор прав на контроль полезных вещей является необходимостью. Вместе со свободой он запускает в действие механизм взаимного приспособления, по мере того как люди используют свободу и активы для преследования своих целей.
Два этих права, на свободу и собственность, кажутся странными основаниями для системы общественной координации, поскольку гарантируют, что кроме особых случаев люди могут действовать на свое усмотрение. Но координация предполагает, что люди действуют не по своему усмотрению, а связаны требованиями кооперации и сохранения мира. Гораздо интереснее, таким образом, те способы, которыми эти два права поддерживают кооперацию и сохранение мира.
3. Третья традиция или правило, необходимое для существования рыночной системы: quid pro quo (лат.: услуга за услугу; одно за другое; нечто за нечто). Помимо убеждения, единственным допустимым способом получения желаемых действий или вещей от другого лица, если они не получены в качестве подарка, является соответствующее выгодное предложение. Это правило указывает на возможность кооперации, причем мирной кооперации. Никто не может украсть, или угрожать, или просить государство использовать свои силы для подчинения или принуждения кого-либо к кооперации. Взаимный обмен принимает форму quid pro quo. Например, вы можете рассчитывать на помощь ваших соседей при строительстве или даже убедить их построить дом за вас, пообещав им соответствующие выгоды.
Три традиции и правила создают процесс взаимного приспособления, в ходе которого каждый участник открывает бесчисленные возможности получения выгоды как для себя, так и для остальных, то есть бесчисленные возможности для кооперации и ограничения конфликта. Вы можете предложить вещи или свою помощь (действия) с тем, чтобы другие обучили ваших детей либо предоставили вам еду или развлечения. Вы можете искать возможности для получения выгод, предлагаемых в ответ на ваши предложения. Нет какого-то предписанного списка вариантов или сценария развития событий. Вы можете искать в любом направлении, преследуя свои цели с той энергией, какую вам хочется потратить на поиск.
Однако остается ограничение ваших возможностей преследовать свои цели. Как следует из наших правил, вы ограничены бартером. Вы должны найти кого-то, кто готов дать вам то, чего вы хотите. Вам нужен массаж — найдете ли вы кого-то, кто умеет его делать? Здесь требуется совпадение. И если вы найдете его, вы по-прежнему не можете осуществить обмен, поскольку массажист должен хотеть того, что вы можете ему предложить. Примет ли он овощи из вашего сада? Требуется еще одно совпадение.
Первым шагом в решении этого двойного затруднения в процессе координации является четвертое правило или традиция.
4. В обмене участвует некий объект, который хотел бы иметь каждый. Независимо от того, принимает ли он форму ракушек, золота или бумажных сертификатов, его называют деньги. С деньгами необходимо только одно, а не два совпадения — второе больше не нужно. Хотя вам по-прежнему нужно найти кого-то, кто предлагает то, что вам нужно, вам не нужно больше искать именно того, кому требуется именно та вещь или услуга, которую вы можете предложить, поскольку вы предлагаете не какую-то вещь или услугу, а желаемую всеми вещь. Чтобы убедить плотника или слесаря помочь построить вам дом, не нужно искать именно тех из них, кто нуждается в ваших действиях или вещах. Люди от плотника до специалиста по компьютерам примут деньги как достаточное основание для того, чтобы помочь вам достичь желаемого.
5. С использованием денег деятельность участников перемещается от использования в рамках домохозяйства к производству вещей и действий на продажу. Вместо традиционной домашней деятельности с редким бартерным обменом или продажей излишков возможность продать определяет, что будут делать участники. Вы решаете не строить дом, но выбрать такой род деятельности, который увеличит или максимизирует вам денежный доход. Затем вы тратите свой денежный доход на различные цели, в том числе и на покупку дома.
Переход к производству на продажу убирает необходимость первого совпадения, из которого следовало, что каждому необходимо найти кого-то, обладающего тем, что он или она хочет купить. Удастся ли их найти? Когда большинство вовлечено в торговую деятельность, общество заполоняют люди, готовые предсказать и удовлетворить мои потребности, предлагая что-то, что я собираюсь купить.
Рыночная система была бы исключительно слабым координатором, если бы она являлась, как порой наивно думают некоторые, набором взаимодействий, в ходе которых люди обменивают излишки того, что они способны предложить другим. Рыночная система не просто гигантский блошиный рынок, и некорректно определять ее как систему обмена. Рыночная система начинается не с обмена действиями и объектами, которые уже «здесь», готовые для обмена. Рыночная система определяет, что будет сделано и произведено — и вовлечено в обмен.
6. Поиск возможностей для продажи порождает посредников. Потенциальные продавцы сталкиваются с возможностью продать свои товары не только тем, кто непосредственно их желает, но и другим, которые также вовлечены в торговую деятельность. Они могут продавать тележки продавцам кухонного оборудования. Или продавать комплектующие производителям этого оборудования. Или продавать комплектующие производителям комплектующих. Или электроэнергию всем и каждому из производителей. Или продавать им финансовые или бухгалтерские услуги. Именно благодаря этим цепочкам и сетям посредников управляющий кафе и производитель кофе способны сотрудничать для того, чтобы продать покупателю чашку кофе.
Посредники занимаются доставкой, хранением, обработкой и другими видами деятельности, являющимися звеном между производителем кофе и кафе. Будучи отделенными друг от друга и ничего друг о друге не зная, фермер и кафе не смогли бы быть связанными иначе. Таким образом, дом, который вы покупаете, мог быть построен только благодаря бесчисленному множеству действий и вещей, координировавшихся через сделки, в которых вы не принимали участия.
7. Некоторые участники специализируются на посреднических ролях, в особенности на создании новых промежуточных звеньев или в организации соединения труда, земли и капитала для промежуточных звеньев или конечного производства вещей и действий. Говоря менее точным, но более привычным языком, эти люди создают предприятия и называются предпринимателями.
Предприниматели извлекают преимущества из возможностей окольного производства. Они не просто производят компьютеры, но создают заводы и офисные здания, машины, оборудование и комплектующие, а также прочие ресурсы для производства компьютеров. При этом они создают огромный производственный капитал, в котором кроется причина подъема производства, сопровождавшего подъем рыночных систем. Для Маркса это накопление капитала было ключевым процессом в рыночной системе и служило основанием капитализма.
Каждый предприниматель, который производит компьютеры, рассчитывает, что другие предприниматели построят завод, а третьи произведут необходимое оборудование; каждый же из этих предпринимателей, в свою очередь, рассчитывает на других. Возникают длинные цепочки или сети, со сложной и невероятно широкой по масштабам координацией.
Не обычные люди, а предприниматели преимущественно выступают участниками рыночных систем. Они добиваются успеха в деятельности, которая превращает труд и другие ресурсы в необходимые объекты и действия. Они — движущая сила рыночной системы, участники, которые не просто принимают решения чаще других, но принимают наиболее важные решения.
8. Многие предприниматели работают в масштабе, который меняет их роли. Они создают коллективы, способные на то, что не в состоянии осуществить индивидуальные предприниматели. Они добиваются этого при помощи обычной практики получения покупательной способности — привлечения заемных средств с обещанием процента или дивидендов. Это позволяет им достигнуть более результативной координации, чем было бы возможно в противном случае. Например, при создании вашего дома использовались электрическая энергия и материалы, которые могли быть предоставлены только таким коллективом, чьи возможности превышают возможности индивидуального участника рынка. Общеизвестной и господствующей легальной формой таких коллективов в наше время являютсякорпорации, как бы ни было странно называть корпорацию коллективом.
***
Таким образом, «костями» скелета рыночной системы являются: свобода, собственность, quid pro quo, деньги, торговая деятельность, посредники, предприниматели и коллективы. Даже самый простой участник рыночной системы надеется, что государство обеспечит безопасность на дороге к супермаркету, но зависимость предприятий от государственной помощи чрезвычайна. Их деятельность сопряжена с рисками больших потерь; следовательно, в отсутствии государственной помощи они будут действовать очень осторожно или не действовать совсем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Посетители живут здесь:

free counters

BBCRussian.com | Главная