Автор - Ю.В.Щербатых
Следствием постоянных проблем и стрессов у руководителей разного ранга является целый букет невротических и психо-соматиченских заболеваний: повышенная раздражительность, бессонница, гипертония или вегето-сосудистая дистония, нарушения функций желудочно-кишечного тракта (запоры, язва желудка, дисфункция поджелудочной железы), головная боль, мышечные боли различной этиологии и т. д. Следствием этих хронических заболеваний являются инфаркты, инсульты и сокращение продолжительности жизни современных российских руководителей, не смотря на их, казалось бы, неограниченные возможности в получении высококачественного лечения. Почему так происходит? Ответ на этот вопрос простой, но далеко не очевидный. В 80% случаев источник управленческих стрессов находится не во внешнем мире, а в сознании руководителя, и без устранения причин проблемы никакие таблетки и санатории не могут снять признаков стресса.
Тем не мене, ситуация далеко не безнадежна. Три года назад в Санкт-Петербургском университете я успешно защитил докторскую диссертацию, в которой показал, что психологический стресс можно прогнозировать и им можно управлять! Уточню свою мысль: не убрать его вовсе, ибо без умеренных, активирующих нашу деятельность стрессов жизнь стала бы скучной и не интересной, а именно управлять стрессами так же, как мы управляем своими подчиненными или бизнес-процессами. При этом очень важно использовать адресный подход к стрессу. Так же, как для каждой болезни есть свои лекарства, так же и для решения наших различных проблем нужно использовать специфические приемы и методы. Здесь нет, и не может быть панацеи. Специальные диеты, аутотренинг, мышечная релаксация, медитация, визуализация — все эти методы могут великолепно работать в одних ситуациях, и быть бесполезными в других. Поэтому я хочу предостеречь наших уважаемых читателей от бездумного использования тех многочисленных рекомендаций по снятию стресса, которыми заполнены современные газеты и журналы. Один совет квалифицированного специалиста, данный с учетом вашей конкретной ситуации, гораздо ценней, чем дюжина приемов, примененных наобум.
Ну, а теперь перейдем к самому важному и полезному: как работать со стрессами. Для начала выпишите на лист бумаги собственные стрессоры — то есть факторы, вызывающие у вас достаточно сильное нервно-психическое напряжение во время вашей деятельности в качестве руководителя (личные и семейные проблемы оставим пока в стороне). Подумайте, что между ними общего? На какие группы вы могли бы их разбить? Одной из возможных классификаций является разделение стрессоров на три группы по степени нашего влияния на них.
1. Стрессоры, которые нам неподвластны: это ваш пол и возраст, погода, страна проживания, правительство, законы, налоговая система, устоявшийся уровень цен на рынке, курс доллара, покупательная способность населения, пробки на дорогах, привычки и характеры других людей и т. д.
2. Стрессоры, которые вызывают стресс только из-за нашей интерпретации. Примерами могут служить беспокойные мысли о маловероятных будущих событиях («А вдруг сорвется поставка товара или лопнет мой банк, как это было в 98-м?»), а также переживания по поводу прошлых событий, которые мы не можем изменить. К этому же типу можно отнести подозрения в верности сотрудников, которые могут принять форму паранойи, если их вовремя не прекратить.
3. Стрессоры, на которые мы можем непосредственно влиять: взаимодействие с деловыми партнерами и конкурентами, собственные неконструктивные действия, нехватка времени, отсутствие навыка постановки целей в жизни и бизнесе. Сюда также можно отнести показатели здоровья, избыточный вес, уровень артериального давления при начальных стадиях гипертонии и другие факторы.
Теперь взгляните в список ваших собственных стрессоров, и проанализируйте, к каким из этих трех групп можно отнести ваши проблемы? Если они относятся к первой группе (находятся вне сферы вашего влияния), то самое мудрое, что вы можете сделать, это принять их как данность, как часть правил той жесткой и увлекательной игры, которая называется бизнесом. Для того, чтобы легче перенести подобные неприятности можно использовать аутогенную тренировку, дыхательные упражнения или упражнения на релаксацию.
Если источник тревоги — ваши собственные мысли и переживания, то следует, научиться, во-первых, мыслить позитивно, а, во-вторых, изменять свое отношение к тем или иным событиям, относясь к ним, как к полезному опыту на пути к успеху. Поверьте, что это возможно, и для этого разработаны соответствующие технологии, например, рефрейминг, НЛП и рациональная терапия.
Самые интересные (и многочисленные) стрессы — это проблемы, вызванные нашими собственными неконструктивными действиями. В этом случае путь один — овладеть теми алгоритмами поведения, которые помогут нам не доводить ситуацию до критической отметки, или, как выражаются специалисты по бизнес-консультированию, получить доступ к нужным ресурсам. Например, если вам хронически не хватает времени, следует пройти курс тайм - менеджмента, а если у вас периодически возникает ощущение, что вы занимаетесь не тем, чем нужно, а ваши усилия не достигают цели, то вам нужен алгоритм постановки целей и преодоления препятствий. Если вас не удовлетворяет качество работы подчиненных, то, возможно, что вас выручит набор мер: грамотный подбор персонала, система внутрифирменного обучения и эффективная мотивация сотрудников (может быть — вместе с коррекцией корпоративной культуры).
Помните, что стресс — это всего лишь психологическая и биохимическая реакция вашего организма на ситуацию, с которой он не может справиться. Если вы хотите жить долго, а работать успешно, то проблему следует решать комплексно с двух сторон: работая одновременно и с собой и с внешней проблемой, лишь смещая акценты на первый или второй компонент системы в зависимости от характера ситуации.
Не стоит также забывать и о своих любимых способов снятия стресса, а у каждого человека, как правило, существует личный антистрессорный набор подобных приемов — только не все обращаются к ним вовремя. Это может быть общение любимым человеком, часовая физическая нагрузка (бассейн, лыжи, футбол или что-то еще), отдых посреди дня, прогулка в лесу или парке, горячая ароматическая ванна, хорошая кинокомедия, общение с любимым домашним животным — все что угодно, главное, чтобы это помогало снимать стрессы лично вам.
В конце этой статьи, я хочу напомнить вам слова первооткрывателя стресса, нобелевского лауреата Ганса Селье: «Стресс - это аромат и вкус жизни. Поскольку стресс связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Но кому приятна жизнь без дерзаний, без успехов, без ошибок? Поэтому важно научиться не избегать стресса, а находить удовольствие от него». Я присоединяюсь к этому пожеланию и желаю вам успехов в жизни и бизнесе.
Практические рекомендации
Упражнение на релаксацию:
Для расслабления мышц сядьте поудобней в кресло, закройте глаза, сосредоточьтесь на воем дыхании. Старайтесь дышать в естественном для вас ритме, чуть затягивая выдох. При этом сопровождайте свое дыхание формулой релаксации. Про себя, в четыре приема, произносите: «Я - расслабляюсь — и - успокаиваюсь». Слова «Я» и «и» - на вдохе, а «расслабляюсь» и «успокаиваюсь» - на выдохе. При этом можно представлять себе, как потоки теплого выдыхаемого воздуха распространяются по телу. Несколько раз мысленно направьте теплый воздух по рукам, потом — по ногам, затем к лицу и т. д. Представляйте себе, как расслабляется и обмякает ваше тело с каждым выдохом, как наливается теплом и тяжестью. Длительность этого упражнения — 5-7 минут, а его успокаивающий и восстановительный эффект вы оцените сами.
«Keep smiling»
Попробуйте вспомнить о чем-то не очень приятном, вызывающем у вас досаду, тоску или раздражение. Вспомнили? А теперь изобразите на лице улыбку и подержите ее пару минут. При этом оцените, как будут меняться ваши эмоции. Они наверняка изменяться в лучшую сторону. Если кто-то пытается испортить вам настроение, скажите себе «Стоп!», после чего вспомните какой-то приятный эпизод из своей жизни. Улыбнитесь, и сохраняйте на лице улыбку в течение трех минут. После чего сделайте глубокий вдох и резко выдохните, избавляясь от остатков негативных эмоций.
***********
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
Вредные эмоции и бизнес
Работа есть работа - мы в постоянном напряжении, время рассчитано по минутам, ни одного лишнего слова, жеста, движения - полный самоконтроль. Порой мы сами загоняем себя в жесткие рамки наподобие "испанского сапога", способного сломать самую крепкую нервную систему. Что делать, если вы предполагаете, что ваше недомогание имеет психосоматическую природу?
Снять напряжение.
Вытеснение психологических проблем на уровень физиологии относится к пассивным способам защиты. Есть и активные способы. В частности, сублимация - перекачка энергии из менее успешной сферы жизни в более успешную. Или "моторное отреагирование" - спорт, движение. Например, после встречи с высоким начальством, во время которой вам приходилось сдерживать отрицательные эмоции, имеет смысл, вернувшись в свой кабинет, поиграть в дартс: почувствовать в руках тяжесть стрел, пощупать их острие, сконцентрироваться, прицелиться - все это поможет снять внутреннее напряжение.
Вытеснение психологических проблем на уровень физиологии относится к пассивным способам защиты. Есть и активные способы. В частности, сублимация - перекачка энергии из менее успешной сферы жизни в более успешную. Или "моторное отреагирование" - спорт, движение. Например, после встречи с высоким начальством, во время которой вам приходилось сдерживать отрицательные эмоции, имеет смысл, вернувшись в свой кабинет, поиграть в дартс: почувствовать в руках тяжесть стрел, пощупать их острие, сконцентрироваться, прицелиться - все это поможет снять внутреннее напряжение.
Для профилактики психосоматических заболеваний важна не просто релаксация: необходимо снять напряжение, "отреагировать" на телесном уровне, там, где возникают мышечные зажимы. Можно использовать боулинг, бильярд, дискотеку. Это лучше, чем ничего. Но спортивное единоборство или бокс в данном случае эффективнее. Движение и пространство необходимы людям, постоянно зажатым в тесных границах своего офиса или автомобиля.
Сменить картинку.
Сменить картинку.
Многие руководители отдыхают в кругу тех же людей, с которыми ежедневно сталкиваются на работе. С кем-то из них, возможно, сложились конфликтные или скрытно-конфликтные отношения. Такой отдых становится практически продолжением бизнеса. Поэтому помимо смены обстановки желательно сменить и круг общения - пусть это будут старые друзья, однокашники, те, с кем вы не связаны работой, с кем вам нечего делить, можно расслабиться, побыть самим собой, пооткровенничать.
Осознать проблему.
Осознать проблему.
Все средства, о которых сказано выше, безусловно, хороши, и все-таки это полумеры. Необходимо понять суть проблемы. И отнестись к этому максимально серьезно: проанализировать причины появления неприятных, а подчас опасных симптомов, разобраться, на что ваш организм реагирует столь болезненно, какую информацию он стремится до вас донести. Возможно, это внутренний мотивационный конфликт (разлад с самим собой) или конфликт социальный: нарушение взаимодействия со значимыми лицами, с вашей "средой обитания". Скажем, если вас душит злоба при виде человека, с которым вам приходится общаться ежедневно, стоит как можно скорее разобраться в ваших взаимоотношениях, чтобы не попасть в больницу с приступом астмы.
К примеру, мягкая, интеллигентная женщина из государственного учреждения переходит на работу в большую коммерческую фирму. Здесь совсем другая обстановка: напряженная, интенсивная работа, неблагоприятный психологический климат, конкуренция, бесцеремонная манера общения со стороны руководства. Дама еще не успела как следует осознать свалившиеся на нее проблемы, зато ее организм отреагировал моментально: возникла мощная аллергическая реакция - красные пятна на лице, зуд. В этом случае, может быть, стоило бы просто сменить обстановку, перейти в другую организацию.
Или, например, владелец и руководитель одной частной компании часто жаловался на боль в ногах. Консультант попросил его показать, как он обычно сидит. Руководитель сел на стул, прочно уперся в пол обеими ногами, да еще и надавил руками на колени. И все сразу стало ясно: чтобы выдержать груз ответственности, этому человеку необходимо было в буквальном смысле "упереться ногами в землю". Ничего удивительного, что от такого напряжения его ноги в конце концов заболели. Проблема этого предпринимателя заключалась в том, что компания, которую он когда-то создал с нуля, со временем разрослась, а он продолжает тащить все на себе, не делегируя полномочия.
При длительном, нередко неосознаваемом напряжении мускулатуры могут начаться мышечные боли. Яркий пример - боли в спине, на которые частенько жалуются офисные служащие: работая в большом коллективе, человек иногда целый день вынужден сидеть напрягаясь, в неудобной позе только потому, что сам, того не осознавая, старается не встречаться глазами, отвернуться от неприятных ему людей. Что делать? Либо изменить свои отношения с коллегами, либо сменить работу. А иногда бывает достаточно осознать причину боли, и "разоблаченный" симптом исчезает.
Найти мужество осознать проблему, о которой "кричит" ваше тело, - значит обрести надежду на выздоровление. Если ваше заболевание - это ответ организма на подавленные эмоции, разумно было бы поискать способы их выражения, дать так называемую негативную обратную связь, разумеется, в социально приемлемой форме. Психосоматические расстройства - это сигнал нарушения контакта человека с самим собой. Обратите на себя внимание. Попытайтесь понять, что для вас по-настоящему важно, что вам действительно нужно. Освободитесь от всего чуждого, случайного или навязанного извне. Тогда и работа будет в радость, и здоровье в порядке.
Автор - психолог, генеральный директор компании "ММ-класс" Марина Мелия
Согласно одному из важнейших постулатов китайской философии, все в этом мире уравновешено и сбалансировано. Так же, как две сущности Инь и Янь плавно перетекают друг в друга, любое наше достижение, любой успех имеют оборотную сторону, которая вносит горечь в сладкий вкус победы. Стресс руководителя — это одна из форм неизбежной расплаты за движение вверх по карьерной лестнице, ведущей к власти и богатству. Чем выше поднимается по ней человек, тем больший груз ответственности давит ему на плечи, тем большим количеством подчиненных ему приходится управлять, тем больше фактов и явлений он должен держать под контролем. В этой статье мы раскроем основные принципы преодоления психологических проблем руководителей, которые помогут вам сохранить здоровье и хорошее настроение даже в условиях серьезных проблем, возникающих во время работы.
Источником «профессионального» стресса у бизнесмена (как владельца небольшой фирмы, так и управляющего крупной кампанией) может стать любой фактор: некомпетентные подчиненные, недобросовестные партнеры, жесткие конкуренты, непредсказуемые политики, жадные без меры чиновники, требовательные клиенты и т. д. У высокопоставленного служащего госаппарата часть этих стрессов, связанных с бизнес–рисками, отсутствует, но они с лихвой пополняются неустойчивостью его положения в иерархической структуре, более выраженной зависимостью от своего непосредственного начальника и бескомпромиссной карьерной конкуренцией, скрытой от постороннего взгляда, но от этого не менее жесткой.
В одном из моих исследований, в числе главнейших стрессов воронежские руководители различного уровня назвали: «сложность и противоречивость отечественного законодательства и нормативных инструкций», «низкая мотивация сотрудников и необходимость постоянного контроля за их деятельностью», «отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами и конфликты с ними», «постоянная нехватка времени», «чрезмерный и не всегда обоснованный контроль со стороны руководства» (у госчиновников и руководителей дочерних предприятий), «ощущение несоответствия между затраченными усилиями и реальными результатами», «потеря смысла деятельности», «стресс несбывшихся надежд» и т. д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий